Пожизненный срок для президентов
Новые поправки в Конституцию открывают новые возможности сохранения властиПерспектива появления в российской властной номенклатуре пожизненных должностей – не президента, но сенатора – открывает дополнительные возможности по сохранению 67-летним Владимиром Путиным власти после завершения отпущенных ему Конституцией президентских сроков. Формализация присутствия экс-президента во властном поле станет, помимо прочего, еще одной публичной гарантией его политической безопасности, однако придаст Совету Федерации сходство с советским геронтократическим политбюро, а это не лучшая ассоциация.
Идея расширить президентскую квоту сенаторов, выделить в ней группу из семи особых – пожизненных – сенаторов из числа представителей «цвета нации» и дать экс-президентам право также пожизненно заседать в Совете Федерации формально принадлежит члену рабочей группы по подготовке поправок в Конституцию, академику РАН историку Александру Чубарьяну. Он ссылается, в частности, на опыт Италии (пожизненные сенаторы – бывшие президенты есть также в сенатах Бурунди и Конго, но об этом Чубарьян не упомянул). Идею увеличить квоту с нынешних 17 (вакансии не заполнены) до 30 человек и, судя по всему, в дополнение к ней пополнять Совет Федерации еще и экс-президентами страны поддержала вся рабочая группа.
В случае принятия предложения Чубарьяна (а шансы на это велики) и заполнения всех ставок президентских сенаторов численность Совета Федерации вырастет до 200 человек с нынешних 170, если стать сенатором согласится и Дмитрий Медведев – до 201. Вторым пожизненным сенатором – экс-президентом может в будущем стать и Путин, что открывает ему возможность в случае избрания председателем палаты войти по должности и в состав Госсовета – органа, полномочия которого пока чисто консультационные, но, вероятно, будут расширены после внесения в Конституцию предложенной Путиным поправки с упоминанием Госсовета.
Появление пожизненных позиций в системе российской власти – это радикальная новация, но, наверное, неудивительная в ситуации активного поиска вариантов такой схемы транзита власти, при котором нынешний президент сохранил бы власть и после окончания полномочий. Законодательно закрепленных пожизненных госдолжностей в современной России нет (а для проявления уважения к «цвету нации» есть госнаграды). Не ограничены сроком пребывания в должности федеральные судьи и судьи Верховного и Конституционного судов, однако для них есть ограничения по возрасту, которые не распространяются только на их председателей, но их полномочия требуют подтверждения каждые шесть лет. Пожизненный статус сенатора будет единственным в своем роде – и фактически это предложенная обществу властью альтернатива пожизненному президентству. Можно называть это моделью советского политбюро, можно «итальянской» (а заодно бурундийской) – сути идеи это не меняет: это схема сохранения власти навсегда и теперь – официально.