Как Сатья Наделла сделал Microsoft самой дорогой компанией мира

Пусть и всего на пять дней

В пятницу, 30 ноября, Microsoft по капитализации ($851,4 млрд) обогнал Apple на $4 млрд и стал самой дорогой компанией мира. Правда, ненадолго: на торгах 4 декабря Microsoft опять отстал от Apple на $5,5 млрд. Но значения события это не умаляет.

Взлет Microsoft – заслуга назначенного в феврале 2014 г. генерального директора компании Сатьи Наделлы. В первый раз Microsoft стал самой дорогой компанией в конце 1990-х гг. благодаря операционной системе Windows, MS Office и Биллу Гейтса, пишет WSJ. Но потом его изоляционистская и консервативная бизнес-модель и ставка на продажу лицензий на ПО стали препятствием для роста. Лицензионная модель мешала развивать облачные услуги и другие современные технологии. Акции Microsoft практически не росли в цене больше 10 лет.

Наделла вспоминает в своей книге «Обновить страницу», что сразу после назначения заявил совету директоров: первыми пунктами повестки станут изменение корпоративной культуры и поиски нового смысла существования Microsoft. Он посоветовал топ-менеджерам прочитать книгу Маршалла Розенберга «Ненасильственное общение», которая учит дружественной коммуникации и сопереживанию, и дал им понять, что собирается управлять компанией совершенно иначе, чем его предшественник Стив Балмер. Наделла вспоминает, что в поисках нового смысла жизни для Microsoft выслушал сотни и сотни сотрудников каждого уровня из каждого подразделения. Так прежняя концепция Microsoft «изменить мир» трансформировалась в «создавать продукты, которые расширят возможности людей», пишет Наделла.

Он вспоминает, что в первый год работы у него было три цели культурных преобразований: поставить потребности клиента во главу угла (научиться предсказывать, что понравится людям), добиться всеобщей вовлеченности персонала, а также положить конец разобщенности подразделений и превратить их в единую компанию.

Николаю Прянишникову, бывшему вице-президенту по развитию бизнеса Microsoft в Центральной и Восточной Европе, приходилось встречаться с Наделлой на стратегических сессиях, а также обсуждать открытие центра исследований и разработок Microsoft в России. По его словам, Наделла скромен, слушает коллег и относится с уважением к мнению других, гибок в принятии решений. «Сатья умный, с широким кругозором, умеет быстро принимать решения и, что важно, хорошо разбирается в особенностях бизнеса в разных странах мира», – говорит Прянишников.

Наделла сразу дал всем понять, что его компания больше не считает Windows основой бытия. И за четыре года успел очень многое изменить: произвел перестановки в руководстве, прекратил войну с Apple и Google. Ему пришлось пойти на непопулярные меры – с июля 2014 г. по июнь 2016 г. сократить 14 000 человек, признать покупку Nokia неудачным решением и списать связанные с ней затраты в $9,4 млрд. Наделла изменил оргструктуру компании, создав три укрупненных сегмента: современные рабочие места и бизнес-процессы, интеллектуальные облака, а также сегмент персональных продуктов. Особенно форсировал Наделла направление облачных услуг на основе платформы Azure.

И вот результаты: в 2018 финансовом году, закончившемся 30 июня, подразделение облачных сервисов для предприятий (commercial cloud) принесло компании $23 млрд (20% выручки), с 2013 по 2018 финансовый год выручка компании выросла на 40% до $110,4 млрд. Акции компании Microsoft за время руководства Наделлы подорожали в 2,5 раза.-