Почему российская экономика может не оправдать надежд премьера и президента
В отсутствие структурных реформ даже нацпроекты не разгонят ее до темпов роста выше мировыхСледующие шесть лет для российской экономики будут непростыми, заявил в четверг на заседании правительства премьер Дмитрий Медведев, но ни санкции, ни торговые войны, ни усиление протекционизма не способны помешать ей к 2021 г. выйти на темпы роста выше 3% за счет «структурных изменений», куда входят и нацпроекты из нового майского указа Владимира Путина. Оптимизм главы правительства впечатляет, но за пределами России его мало кто разделяет. Без действительно системных изменений Россия не сможет догнать развитые страны по уровню доходов на душу населения и будет отставать в росте и от мира, и от развивающихся стран, полагают аналитики МВФ, опубликовавшие недавно неутешительный прогноз развития России на ближайшие шесть лет.
Благодаря эффективным действиям правительства, ЦБ и росту цен на нефть российская экономика вышла из рецессии 2015–2016 гг., отмечают авторы прогноза. Но в будущем (по 2023 г. включительно) рост реального ВВП застрянет на уровне 1,5%. Это на треть медленнее роста развитых стран (2,4% в 2018 г. и 2,2% в 2019 г.), вдвое меньше показателей мировой экономики в целом (3,9% на ближайшие два года) и почти втрое хуже развивающихся стран, рост которых МВФ оценивает в 4,9% в 2018 г. и 5,1% в 2019 г.
Ранее в сентябре Минэкономразвития ухудшило прогноз роста ВВП до 1,8% в 2018 г. и 1,3% в 2019 г., объясняя это внешними причинами: кризисом на развивающихся рынках, торговыми войнами и риском новых санкций. Но уже с 2021 г., рассчитывают в министерстве, российская экономика будет расти темпами выше 3% в год – этому должна помочь успешная реализация майского указа. Планы правительства увеличить расходы на инфраструктуру, здравоохранение и образование могут, конечно, улучшить результат, отмечается в докладе МВФ, но тут все будет зависеть от качества реализации планов (до сих пор нацпроекты полностью не выполнялись). Но даже если реализация поручений Путина будет успешной, это может ослабить решимость экономических властей провести структурные реформы, отмечает МВФ, также против них играют высокие цены на нефть, которые тормозят качественный экономический рост.
Чтобы ускорить потенциальный рост, МВФ рекомендует российским властям сосредоточить внимание и силы на структурных реформах экономики. Системные проблемы, ослабляющие ее в долгосрочной перспективе, известны и без МВФ: изношенная инфраструктура, чрезмерное госрегулирование, слабое госуправление, неустойчивые институты и неблагоприятные демографические тенденции. Особо МВФ выделяет огосударствление экономики: оценку доли государства в 70% фонд считает сильно завышенной, ориентируясь на 40%, но важна сама тенденция ее увеличения. Подконтрольные государству компании и предприятия есть практически в каждом секторе экономики, а в банковском, нефтяном и газовом доля государства за последние годы заметно выросла, отмечают аналитики фонда. Так, государство владеет 59% активов банковского сектора, 52% выработки электроэнергии и отопления, 44% добычи полезных ископаемых и более 20% всех производственных мощностей. Госструктуры контролируют также 50% формальной трудовой занятости, что по международным меркам много. А большой госсектор – это низкая эффективность использования имеющихся ресурсов, снижение рыночной конкуренции и концентрация ресурсов небольшим количеством компаний даже в секторах с малой долей государственного присутствия.
Чтобы повысить потенциал экономического роста, государство уже в среднесрочной перспективе должно сократить присутствие в экономике, пишет МВФ. Но простой приватизацией делу едва ли поможешь, так как это приведет к еще большей концентрации ресурсов. Поэтому прежде нужно усиливать конкуренцию, помогая новым игрокам выходить на рынки, а также бороться с монополией поставщиков в госзакупках. По мере развития конкурентного рынка нужно разработать стратегии выхода государства из различных секторов экономики, подкрепляя ее решением институциональных и управленческих проблем.
Прогноз МВФ основан на консультациях с российскими чиновниками от экономики, которые прекрасно понимают сложившиеся проблемы и слабые перспективы роста без структурных реформ, отмечают авторы доклада. Так что Америку рекомендации МВФ не открывают: про диверсификацию экономики, например, власти говорят с 2000 г. Почему же почти за 20 лет мало что сделано? Ответ – в роли государства, говорит экономист Евгений Гонтмахер: оно ведет себя как главный собственник и задает правила игры, которым частный бизнес должен подчиняться. Государство – главный тормоз развития, но уходить из экономики оно не собирается, а чтобы роль государства уменьшалась, необходима реформа госуправления, указывает Гонтмахер. Дать отмашку на проведение реформ – пусть даже кабинет осознает их необходимость – может только Путин, который видит в них угрозу политической стабильности. Опасения потери контроля, политических изменений, потери власти Путиным в итоге ставят крест на структурных реформах, либерализации и в итоге экономическом росте, и никакие майские указы сами по себе эту проблему не решают.