Кому будет выгоден налоговый маневр в нефтяной отрасли
Чиновники не должны забывать, зачем затевалась эта реформаЕсть решения, которые относятся к безусловно необходимым, но способ достижения этих целей может серьезно уменьшить позитивный эффект, обнулить его или даже перевести в отрицательную зону.
Например, пенсионный возраст нужно поднимать. Но это решение должно сопровождаться комплексной программой борьбы с бедностью (с настоящей, а не по Росстату), преобразованиями на рынке труда, в системе здравоохранения и т. д. Да и людей предпенсионного возраста реформа, на мой взгляд, не должна касаться.
То же можно сказать и про безусловно необходимое увеличение расходов на образование и здравоохранение. Но повысить ради этого НДС – вредное решение, оно противоречит самой задаче.
Безусловно необходимой можно назвать и реформу налогообложения нефтяной отрасли. К 2024 г. экспортные пошлины на нефть снизятся с 30% до нуля, а НДПИ пропорционально вырастет. Правительство рассчитывает получить в бюджет от такого маневра 1,3–1,6 трлн руб.
Система экспортных пошлин задумывалась как надежный способ пополнения бюджета, субсидирования нефтепереработки и стимулирования ее модернизации, а также поддержания относительно низких цен на топливо (внутренняя цена нефти рассчитывается как экспортная минус пошлина и расходы на логистику). Эффект такого субсидирования был отрицательным – бесплатные деньги законсервировали некачественную нефтепереработку, не способствовали развитию энергосберегающих технологий, по сути, государство оплатило отставание отрасли.
Еще в 2011 г. эксперты, готовившие программу реформ для очередного срока Владимира Путина, предложили маневр. Но реформу Минфину удалось запустить только в 2015 г., да и то в усеченном виде и меняя ее по дороге. И тем не менее – в сочетании с начатым еще раньше изменением системы экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты – реформа сработала. Глубина переработки нефти выросла.
Минфин неоднократно предлагал график обнуления пошлин, но преодолеть сопротивление нефтяников не мог. Идеальный момент для реформы был упущен, считают эксперты РАНХиГС: менее болезненным маневр был бы при низких ценах на нефть.
Сейчас эффект для бюджета и отрасли будет зависеть от конкретных параметров маневра. Какую компенсацию сможет выторговать себе Белоруссия, привыкшая получать нефть по внутрироссийским ценам, которые будут расти? И что еще важнее – какую компенсацию смогут выторговать нефтяники? Она уже предусмотрена законопроектом – государство будет возвращать акциз производителям высокооктанового автомобильного бензина класса 5 и дизельного топлива. Иными словами, нефтяники получают очередную систему поддержки, но только не через пошлины, а через акцизную субсидию. «Бессрочное субсидирование только законсервирует неэффективность нефтепереработки», – пишут эксперты РАНХиГС.
Но нефтяники не собираются останавливаться на достигнутом. Весьма вероятно, что они смогут получить еще и повышенную субсидию: для расположенных вдалеке от экспортных рынков НПЗ возвратный акциз может быть увеличен. Повышающий коэффициент составит от 1 до 1,6, сказал вице-премьер Дмитрий Козак. Как будут отбираться получатели добавки, неизвестно. Но точно подпадает под повышающий коэффициент Ачинский НПЗ «Роснефти», сказал Козак.
Возможно, реформа действительно потребует поддержки удаленных от внешних рынков заводов, но поддержка эта должна быть исключительной, индивидуальной и временной. Иначе у налоговой реформы нефтяной отрасли есть все шансы стать очередной полумерой, классическим примером, когда чиновники начинают реформу, а потом уже забывают, какой результат хотели получить.