Бюджет рассчитывает получить от налоговой реформы в нефтяной отрасли 1,3-1,6 трлн рублей
Но окончательный доход будет зависеть от компенсации нефтяникам
Правительство одобрило завершение налогового маневра в нефтяной отрасли. Экспортные пошлины на нефть к 2024 г. снизятся с 30% до нуля, а НДПИ пропорционально вырастет. Премьер Дмитрий Медведев ожидает, что Госдума утвердит законопроект до конца весенней сессии. Дополнительные доходы бюджета от маневра оцениваются в 1,3–1,6 трлн руб. за шесть лет, сообщил вице-премьер Дмитрий Козак.
Маневр был начат в 2015 г. и должен был завершиться в 2017 г., когда пошлины опустились бы до 30%. Но в 2016 г. Минфин предложил обнулить их, повысив НДПИ. Реформе сопротивлялись Минэнерго и нефтяники, предупреждавшие о рисках роста внутренней цены на нефть и снижении прибыли НПЗ.
Льготы по НДПИ сохранятся, сообщил Медведев. К тому же отрасль получит поддержку – бюджет будет возвращать часть акцизов НПЗ, производящим высококачественный бензин и дизельное топливо класса «Евро-5». Но льготой смогут воспользоваться только те компании, которые поставляют нефтепродукты на внутренний рынок. А НПЗ, расположенные далеко от экспортных рынков – в Поволжье, на Урале и в Сибири, – могут получить и дополнительную компенсацию в виде повышенного возвратного акциза, сообщал РБК. Для них повышающий коэффициент составит от 1 до 1,6, для каких регионов он будет применяться, пока не решено, сообщил Козак, точно подпадает под повышающий коэффициент Ачинский НПЗ «Роснефти».
Принятый вариант налогового маневра снижает потери отрасли до минимума, считает президент и совладелец «Лукойла» Вагит Алекперов (цитата по ТАСС). Представители других нефтяных компаний не ответили на запросы «Ведомостей».
Пошлина остановит экспорт
Доходы бюджета вырастут, так как НДПИ взимается со всей добытой нефти, а пошлина – только с экспорта, указывает директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. Но получит ли бюджет ожидаемые 1,3–1,6 трлн руб., зависит от макроэкономических условий, прогноза соотношения между добычей и переработкой нефти, компенсаций странам ЕАЭС (получают нефть из России по ее внутренним ценам) и внутренним потребителям некоторых нефтепродуктов, прежде всего мазута, оговаривается он. Очень многое зависит от итогового решения по дифференциации акцизов, во всех вариантах бюджет выиграет, но диапазон очень широкий – от менее 1 трлн руб. до более чем 2,5 трлн руб., отмечает главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов.
По оценке аналитика Fitch Дмитрия Маринченко, налоговая нагрузка в среднем по отрасли вырастет не более чем на $1–1,5 за баррель. Меньше всего пострадают, а возможно, и выиграют компании с минимальной нефтепереработкой и розницей, а также имеющие льготы по НДПИ, а не по экспортной пошлине – например, «Русснефть», а нагрузка на «Роснефть» и «Лукойл» немного вырастет, считает Маринченко. «К сожалению, завершение маневра действительно решает преимущественно фискальные задачи, целевое видение перерабатывающей отрасли у государства отсутствует», – заключает Ежов.