Рост акцизов на топливо с 2019 года могут компенсировать отрицательным акцизом
Об этом говорили на совещании у вице-премьера Дмитрия КозакаРост акцизов на топливо с 2019 г. может быть компенсирован введением в следующем году отрицательного акциза, следует из протокола совещания у вице-премьера Дмитрия Козака («Ведомости» ознакомились с копией, подлинность подтвердил представитель Козака). Чиновники согласовали завершение нефтяного налогового маневра в 2019–2024 гг., предусматривающего отмену экспортных пошлин при повышении НДПИ, его параметры Минфин, Минэнерго, Минэкономразвития и ФАС должны представить уже в среду, говорится в протоколе. Обсуждение в правительстве продолжается, говорит представитель Козака. Конкретные сроки и параметры налогового маневра в нефтяной отрасли еще обсуждаются, отмечает и представитель Минфина.
Налоговый маневр – повышение НДПИ и снижение экспортных пошлин – был начат в 2015 г. Реформа должна была завершиться в 2017 г., когда пошлины опустились бы до 30%, но в 2016 г. Минфин предложил обнулить их полностью, соразмерно повысив налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Но реформе активно противодействовали Минэнерго и нефтяники, по мнению которых обнуление пошлин приведет к повышению внутренней цены на нефть и снижению маржи НПЗ.
Минфин готов предоставить бизнесу компенсации – отрицательные акцизы на нефть, а также понизить акцизы на нефтепродукты. А для НПЗ, которые завершили строительство комплексов установок глубокой переработки нефти, ввести повышающие коэффициенты к базовой ставке отрицательного акциза, рассказывал директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов.
Такой акциз может быть использован и для компенсации нефтяникам роста акцизов на бензин и дизельное топливо, следует из протокола. В этом году они будут снижены на 3700 и 2700 руб./т соответственно, но такое снижение будет действовать только до конца 2018 г.
Идея в том, чтобы добавить в механизм отрицательного акциза на нефть составляющую, которая будет увеличиваться при росте экспортных цен на нефтепродукты, объясняет главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов, она будет выплачиваться только на поставки автобензина и дизельного топлива на внутренний рынок, чтобы ограничить рост цен для потребителей без убытков для компаний, сгладить волатильность мировых цен и обменного курса рубля. Бюджету такая поддержка может стоить до 300 млрд руб. в год, оценивает он. Рассматриваются разные варианты, но важно понимать, что население не должно оплачивать завершение маневра ростом цен на бензин, предупреждает федеральный чиновник.
Столкнувшись с сильным ростом цен на бензин в апреле-мае этого года чиновникам пришлось снизить акцизы и убедить нефтяные компании не повышать розничные цены. С 28 мая по 1 июня в среднем розничные цены выросли на 93–94 коп. – до 41,7 и 44,53 руб. за литр Аи-92 и Аи-95 соответственно, а за весь май бензин подорожал на 11,8%. «Роснефть» предупреждала, что снижение акцизов не решит проблему. А отмена экспортных пошлин к 2024 г. приведет к росту цен на топливо в 1,5 раза. Компания предлагает ввести временные, например трехмесячные, квоты на экспорт топлива, сообщил «Ведомостям» представитель компании Михаил Леонтьев, а также поддерживает идею временно и резко ограничить экспорт тех видов топлива, которые в дефиците на внутреннем рынке. Для системной же нормализации ситуации необходимо нормализовать налогообложение отрасли, подчеркнул он.