«Газпром нефть» раскритиковала подход правительства к снижению цен на топливо

Александр Дюков назвал неоптимальным решением повышение экспортных пошлин
О результатах работы компании в 2017 г. рассказывал гендиректор Александр Дюков
О результатах работы компании в 2017 г. рассказывал гендиректор Александр Дюков / Газпром нефть

Весной в России резко подорожало топливо из-за роста акцизов, ремонтов на НПЗ, увеличения экспорта нефтепродуктов. С начала года к 4 июня цена бензина выросла на 8% до 43,43 руб. за 1 л, дизтоплива – на 8,5% до 44,42 руб. за 1 л (данные Росстата).

Правительство решило снизить с 1 июня ставки акцизов на 3000 руб. за 1 т для бензина и на 2000 руб. за 1 т для дизтоплива. Новые ставки будут действовать до конца года, а с 1 января 2019 г. вырастут, как и планировалось, до 12 314 и 8541 руб. за 1 т соответственно. Правительство также разработало законопроекты, которые позволяют ему повышать экспортную пошлину на топливо.

Повышение пошлин может оказаться ситуативным решением, но не оптимальным, заявил в субботу, 9 июня, на годовом собрании акционеров «Газпром нефти» генеральный директор Александр Дюков. «Если сейчас в убытке розница, то повышение пошлины приведет к тому, что сильно потеряет в эффективности переработка. Независимые переработчики снизят производство, снизятся поставки на внутренний рынок. Это только ухудшит ситуацию», – сказал он. По его мнению, альтернативой могло бы стать дальнейшее снижение акцизов. «Такая возможность у бюджета есть, потому что за это время бюджет дополнительно получил от роста цены. Нефтяные компании приняли участие в том, чтобы стабилизировать цены на нефть (сделка ОПЕК+. – «Ведомости») и вывести их на более высокий уровень. Также был дополнительный доход от девальвации рубля», – сказал он.

Нефтяники предлагали дополнительно снизить акцизы – на 2000–2500 руб. за 1 т для бензинов и 3500–4000 руб. за 1 т для дизтоплива, сообщил Дюков. Это подтверждает собеседник «Ведомостей», близкий к одному из участников совещаний у вице-премьера Козака. «Сегодня мы видим, что правительство не готово принимать подобного рода решения, – подчеркнул Дюков. – В перспективе нужно переходить к плавающим акцизам».

Падение цен на нефть с 2015 до 2017 г. сопровождалось снижением экспортной пошлины в рамках налогового маневра, что увеличивало нетбэк (экспортная цена за вычетом пошлины и транспортных расходов), росли и акцизы (платят НПЗ за реализацию топлива на внутреннем рынке), указывают эксперты БКС в своем обзоре. Все это привело к увеличению издержек НПЗ в рублевом выражении почти на 50% за последние пять лет. Для нефтяников снижение акцизов – идеальный вариант, так как позволит продавать топливо по цене, близкой к экспортной альтернативе, отмечает директор отдела корпорации Fitch Дмитрий Маринченко.

Нетбэк все еще на 2–3 руб. за 1 л выше текущих внутренних цен, несмотря на снижение акциза в июне, рентабельность НПЗ и АЗС находится вблизи исторических минимумов, отмечают эксперты БКС и прогнозируют постепенный рост цен на бензин на 2 руб. за 1 л до конца года при стабильных ценах на нефть и курсе рубля.

«Гибкий акциз – компромиссный механизм, он позволит стабилизировать цены, а также экономику переработки и розницы. Сокращение бюджетных поступлений будет скомпенсировано за счет добычи и экспорта подорожавшей нефти», – говорит старший консультант Vygon Consulting Александр Былкин.

Для системной нормализации ситуации на топливном рынке «Роснефть» предлагала оптимизировать налогообложение отрасли. Во вторник, 12 июня, ее представитель от комментариев отказался, комментарии «Лукойла», Минфина получить не удалось.

О результатах работы компании в 2017 г. рассказывал гендиректор Александр Дюков