Нефтяники увеличат поставки топлива на внутренний рынок

Им придется снизить цены, чтобы обеспечить доходность для независимых АЗС
Правительство обязало нефтяников увеличить продажи топлива по цене, обеспечивающей доходность независимым заправкам
Правительство обязало нефтяников увеличить продажи топлива по цене, обеспечивающей доходность независимым заправкам / Евгений Разумный / Ведомости

В среду вице-премьер Дмитрий Козак обсудил ситуацию с ценами на нефтепродукты с представителями крупных нефтяных компаний. Весной из-за роста акцизов, ремонта НПЗ и увеличения экспорта нефтепродуктов топливо резко подорожало.

Нефтяников уже обязали зафиксировать цены на бензин, дизтопливо и авиакеросин. Теперь они еще и ежемесячно будут продавать на 3% больше, чем в 2017 г., бензина и дизтоплива «по ценам, обеспечивающим достаточный для операционной деятельности уровень доходности независимых сетей АЗС», следует из протокола совещания («Ведомости» ознакомились с содержанием, представитель Козака его подтвердил).

Как изменились поставки на внутренний рынок с начала года, представитель Минэнерго не говорит. Министерство с ФАС и компаниями принимает меры по увеличению производства нефтепродуктов, обеспечению их приоритетной поставки на внутренний рынок, в том числе предложения на бирже.

По данным «Роснефти», экспорт бензина увеличили все нефтяные компании – за четыре месяца на 50%. Поставлять за рубеж им выгоднее: экспортная премия по сравнению с поставками на внутренний рынок составляет 6791 руб./т по Аи-92 и 2946 руб./т по дизтопливу, указывала компания в сообщении 4 июня.

В прошлом году производство бензина в России составило 39,2 млн т (96,2% приходится на долю заводов, входящих в ВИНК), из которых 90% поставляется на внутренний рынок. В отличие от рынка бензина рынок дизельного топлива профицитный: производство – 76,9 млн т (87,2% – доля крупных нефтяных компаний), из которых только 43% продается внутри России.

Увеличение поставок на 3% – мера эффективная, это позволит насытить внутренний спрос и без проблем пройти летний период высокого спроса на товар, считает гендиректор агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов.

У независимых сетей АЗС уже давно маржа отрицательная, для обеспечения доходности цены должны быть снижены на 10%, говорит президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. Независимые участники топливного рынка считают приемлемой маржу в 12%, замечает Турукалов. Для обеспечения такого уровня индекс Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи на бензин Аи-92 должен снизиться примерно на 4700 руб./т, или на 8,6%, дизтопливо – на 2500 руб./т, или на 5%.

Цена на АЗС, принадлежащих ВИНК, как правило, ниже, чем у независимых, из-за этого последние теряют клиентов, продолжает Аркуша, объясняя это тем, что нефтяники могут позволить своим заправкам работать в убыток, зарабатывая на других сегментах. По его мнению, для выравнивания оптовые цены должны быть снижены примерно на 7000 руб./т.

Для нефтяных компаний снижение оптовых цен – недополученная прибыль, но в то же время цены на нефть выросли, отмечает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук: «Они получают прибыль выше, чем закладывали изначально, так как ориентировались на стоимость нефти примерно в $60/барр.». В пятницу Brent торговалась у отметки $76/барр. Помимо этого правительство решило снизить акцизы на топливо с 1 июня на 3000 руб./т бензина, 2000 руб./т дизтоплива. «Снижение на 5% не так мало», – отмечает Полищук. Представители «Роснефти», «Газпром нефти», «Сургутнефтегаза», «Лукойла» на запросы не ответили.