Правительство угрожает нефтяникам ростом пошлин на нефтепродукты
Это будет сделано, если цены на бензин продолжат растиПравительство хочет получить оперативную возможность регулировать пошлины на экспорт топлива, чтобы поставки на экспорт и на внутренний рынок приносили одинаковую прибыль, следует из заявлений вице-премьера Дмитрия Козака. Такую идею он высказал во время прямой линии с президентом России Владимиром Путиным 7 июня.
«Мы буквально завтра внесем законопроект <...> Дадим возможность правительству повышать экспортную пошлину на моторное топливо, в крайнем случае – почти приравнять ее к экспортной пошлине на нефть», – заявил Козак. Путин такую идею поддержал. Он назвал недопустимой ситуацию с ростом цен на бензин, которая сложилась в России в последнее время.
С конца марта к началу июня топливо на АЗС подорожало в среднем на 10%. А оптовые цены на бензин выросли в среднем на 20%. «Рост цен на бензин за последние четыре года обоснован, так как существенно подешевел рубль, были снижены экспортные пошлины, увеличился netback и повысились акцизы», – пишет в отчете аналитик БКС Кирилл Таченников.
Федеральный чиновник и видевший законопроект человек говорят, что документ позволяет правительству повысить экспортные пошлины на нефтепродукты до 90% от нефтяных. Сейчас они в несколько раз меньше. При этом, продолжает один из собеседников, в случае дальнейшего ухудшения ситуации правительство сможет и дальше повышать пошлины вплоть до нормализации цен на внутреннем рынке.
Минфин предлагает поднять предельные значения экспортных пошлин на нефтепродукты до 90% от пошлины на нефть, передал «Интерфакс» со ссылкой на директора налогового департамента Минфина Алексея Сазанова. По его словам, такой законопроект министерство внесет 8 июня в правительство.
В июне экспортная пошлина на нефть составляет $131,8/т, сама нефть на европейском рынке стоит примерно $73/барр., или $529–530/т. Таким образом, от внешней цены нефти экспортер платит около 25%. Автобензин в Северо-Западной Европе стоит около $700/т, а действующая экспортная пошлина – всего $39,5/т, или 5,6% от цены. Если пошлины на автобензин и на сырую нефть сравняются, то экспортеры бензина будут платить около 20% его цены на внешнем рынке и европейская цена бензина за вычетом пошлины составит около $569/т. Рост пошлин на моторное топливо сделает их заградительными и значительно повысит привлекательность внутреннего рынка для производителей нефтепродуктов, уверен гендиректор агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов.
Повышение пошлин может и не подействовать, говорит аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. В случае дальнейшего роста цен или ослабления рубля экспортный рынок все равно может быть привлекательнее российского. И снижение рентабельности экспорта может побудить нефтяные компании повысить цены на внутреннем рынке. Спрос на топливо в России неэластичен, т. е. мало зависит от цены, рассуждает Полищук.
Правительство уже приняло меры для снижения цен на топливо. С июня снижены акцизы на бензин и дизельное топливо – на 3000 и 2000 руб./т соответственно. Кроме того, их ставки не станут повышаться, как было запланировано, с 1 июля на 700 руб. Меры уже приносят свои плоды, отметил Козак. По его словам, поставки дизельного топлива и бензинов на внутренний рынок выросли на 20%.
Снижение акцизов способно защитить внутренний рынок лишь при мировых ценах на нефть ниже $75/барр., уверен Турукалов. Он считает, что если нефть подорожает, то потребуется дополнительно повышать привлекательность внутреннего рынка или за счет дальнейшего снижения акцизов (а это накладно для бюджета), или за счет повышения экспортных пошлин.
Принимаемые правительством меры не удержат цены на бензин, считают эксперты БКС. Они ожидают роста стоимости топлива к концу года на 2 руб./л. А к 2024 г. бензин подорожает еще больше – на 8–9 руб./л, прогнозирует БКС. Случится это, если налоговый маневр продолжит действовать (экспортная пошлина на нефть будет обнулена), акцизы, цена на нефть и курс рубля не изменятся.
Представители Козака, Минэнерго, Минфина и крупнейших в России нефтяных компаний – «Роснефти», «Лукойла», «Сургутнефтегаза» и «Газпром нефти» – не ответили на вопросы «Ведомостей».