Куда идет Алексей Кудрин
Председатель Счетной палаты – не худшая должность, но не та, которой многие ждали для автора программы реформВероятное возвращение Алексея Кудрина во власть, пусть и не на самую очевидную для него должность председателя Счетной палаты (СП), формализует его статус главного советника президента по экономическим вопросам, но ограничит его возможности высказывать собственное мнение по важным вопросам политической повестки. Возможности усиления аппаратного веса и ухода на политическую пенсию пока примерно равны.
Предложение занять пост председателя СП прозвучало неожиданно уже хотя бы потому, что традиционно Кудрина сватали на должности политически более значимые – в премьер-министры, и даже резервный вариант с назначением в администрацию президента тоже воспринимался как должность, по сути, второго, теневого премьера. И тот и другой пост давали бы Кудрину, фактически разработавшему программу структурных реформ для четвертого президентского срока Владимира Путина, возможность заняться и ее реализацией. Но анонсированные президентом и премьером кадровые решения не оставили Кудрину шансов такого трудоустройства.
На фоне этих ожиданий предложение возглавить СП многими было воспринято как знак утраты Кудриным влияния и политического веса. Возможность продвигать на новом посту реформы, которые разрабатывал под его началом ЦСР, под сомнением, что и вызывает разочарование их сторонников, полагает политолог Михаил Виноградов. И это при том, что сегодня СП – орган не декоративный, у нее большие полномочия в сфере контроля за целевым использованием и эффективностью расходования бюджетных средств в сочетании с независимостью от президента и премьера и прямым доступом главы СП к обоим, напоминает политолог Марк Урнов. Это, по сути, формализация до сих пор неформальной роли Кудрина как одного из главных критиков правительства. Другое дело, что председатель СП не тот человек, который принимает принципиальные решения, отмечает Урнов. Сама по себе должность важна, и Кудрин на этом посту, надо думать, будет эффективен – просто надежды были на что-то большее.
Соглашаясь стать руководителем СП (ответ он обещал дать в понедельник), Кудрин подтвердит, что он «человек системы». Это имеет смысл, если у него есть гарантии, что на новом посту он будет контролировать исполнение программы ЦСР. Но в случае сопротивления других влиятельных игроков, имеющих, подобно ему, прямой доступ к президенту, аппаратная дисциплина может затруднить ему вынос конфликта в публичное поле, его исход будет зависеть от исхода закулисной борьбы. Приняв решение вернуться во власть, где ключевая роль принадлежит силовикам, Кудрин ставит под удар свою репутацию последовательного либерала, соратники которого справедливо указывали на потери, которые несет страна из-за произвола силовиков, зависимости судебной системы и недостатка политической конкуренции. Надежды на новые возможности при официальном статусе напоминают разговоры интеллигентов, объяснявших в 1970–1980-е гг. свое вступление в КПСС стремлением изменить систему изнутри. При нынешнем неформальном раскладе сил в верхах перспектива стать политическим пенсионером у Кудрина существенно выше, чем совершить карьерный прорыв, считает эксперт по госуправлению Павел Кудюкин.