От редакции: Кандидат в премьеры Кудрин
Министр финансов Алексей Кудрин готов возглавить будущее правительство. Пока это только возможность, но возможность, которую стоит осмыслить. Конечно, на практике политика Кудрина-премьера будет во многом определяться президентом, имени которого мы на 100% не знаем. Но у главы Минфина есть собственные убеждения, и в них можно попробовать разобраться.
Кудрина часто называют главбухом. Но у главы правительства задачи сложнее. Часто их решение требует трат, а не экономии. В этой роли нужно стратегическое видение, а не просто мастерство аппаратной игры. Есть ли в Кудрине задатки самостоятельного премьера?
Первое, что предложил Кудрин, придя в Минфин в 1997 г., – это секвестр бюджета на 20%. С тех пор он только и делает, что старается удержать бюджет от лишних расходов и сберечь побольше денег в резервных фондах. Получается далеко не всегда: мешают то кризисы, то предстоящие выборы, то дружба с Владимиром Путиным. Когда, например, E.On Ruhrgas решила выйти из капитала «Газпрома», а сама монополия выкупать ее долю не захотела, покупателем назначили ВЭБ, а $3,5 млрд на это из своих запасов выделил Минфин. Такие траты, как и история с Банком Москвы, не очень-то вписываются в официальную бюджетную стратегию.
Тем не менее на счету Кудрина много настоящих стратегических успехов: погашение гигантского внешнего долга, создание резервных фондов, в которых копятся нефтегазовые доходы (они вместе с резервами ЦБ спасли экономику во время кризиса 2008 г.), и налоговая реформа, которая считается самой успешной реформой путинского времени. Другие реформы: болезненная монетизация льгот, отмена многочисленных индивидуальных льгот и преференций, отмена обязательной продажи валютной выручки и других валютных ограничений, переход к рассмотрению бюджета по процедуре, предусмотренной Бюджетным кодексом.
А вот достижения, которые можно засчитать по разделу «политика», а не только «экономика» (хотя само это разделение искусственно): именно Минфин инициировал новое обсуждение и пересмотр повышенных ставок страховых взносов уже после того, как решение было утверждено Путиным. Важно для понимания взглядов Кудрина и то, что он был сторонником возрождения партии «Правое дело» и даже думал о том, чтобы ее возглавить.
Из его статей, в разные годы опубликованных в журналах «Экономическая политика» и «Вопросы экономики», а также в нашей газете, можно судить о взглядах кандидата экономических наук Кудрина (которые, кстати, с годами не меняются). Его ключевое убеждение – для экономического роста не нужно много денег, а нужна низкая инфляция и стабильный курс рубля. Остальное сделает рынок.
Почему так важна низкая инфляция? Деньги в экономике должны появляться не из бюджета. Денежную массу создает рынок через работу финансовых институтов. Мультипликатор кредита растет, если в стране хороший климат, если все спокойны за свои деньги, объясняет министр. В России до кризиса кредитный мультипликатор был 3, в Китае – 10.
Чтобы активизировать рост и инвестиции, нужно сделать кредит доступным. А деньги у нас дорогие из-за высокой инфляции и рисков, которые банки закладывают в ставки. Если обеспечить низкую инфляцию и стабильность рубля, это само по себе расширит возможность частного сектора расти и развиваться, убежден Кудрин.
Высокие цены на нефть – враг российской экономики, считает он. Увеличение госрасходов за счет высоких цен на нефть поддерживает инфляцию и повышение эффективного курса рубля, не говоря уже о сырьевой зависимости. В разгар кризиса 2008 г. он писал, что отток капитала нам даже на пользу, потому что массовый приток денег из-за рубежа заставляет ЦБ проводить интервенции на валютном рынке, наращивая денежное предложение, – а это ведет к инфляции с ее неприятными последствиями. По той же причине Кудрин против роста тарифов естественных монополий.
Он сторонник приватизации. По его оценкам, объем госсобственности – порядка 60% ВВП и, если передать эти активы (в виде акций или средств от продажи) в фонд национального благосостояния, проблема дефицита Пенсионного фонда была бы решена.
После президентских выборов 2012 г. правительству неизбежно придется принимать непопулярные решения: повышать налоги, отменять льготы, сокращать бюджетные расходы, а возможно, и увеличивать пенсионный возраст. Кудрин отлично подходит для этой непопулярной работы. Эти меры близки ему по убеждениям, он много раз доказывал, что способен отстаивать то, во что верит, а низкие цены на нефть и трудная экономическая ситуация ему будут только помогать. Правда, не исключено, что, решив эти непопулярные задачи, Кудрин станет фигурой, которую принесут в жертву народному гневу.
Итак, сила Кудрина в строгих макроэкономических добродетелях. Он бюджетный консерватор и реалист. Слабость – в нежелании идти на политический риск и противостоять вредным для бюджета решениям вроде выкупа проблемного банка с темной историей. Кудрин хорошо осведомлен о важности института частной собственности и принципа верховенства права для роста экономики и развития страны, но обходит эти ключевые вопросы стороной. Если он станет премьером, то избегать этих «политических» вопросов он уже не сможет.
В российской истории есть четыре случая, когда министры финансов становились премьерами: Сергей Витте, Владимир Коковцов, Егор Гайдар и Михаил Касьянов. Все они очень успешные. Экономика не росла только при Гайдаре, но его эффективность в качестве главы кабинета и огромный вклад в экономическое развитие страны не вызывает сомнений.
Сергей Витте 11 лет (1892–1903) занимал пост министра финансов, а премьером стал в 1905 г. Он был одним из инициаторов строительства Транссибирской железной дороги и контролировал ее постройку. В 1892–1903 гг. протяженность железных дорог в России выросла почти вдвое, добыча нефти также вдвое, угля – в 2,5 раза, выплавка стали и чугуна – в 2,3 раза. Витте провел денежную реформу, которая позволила обменивать банкноты на золото и укрепила рубль. Он был одним из инициаторов созыва Государственной думы.
Дважды министр финансов Владимир Коковцов в 1911–1914 гг. совмещал этот пост с премьерским. Коковцов был противником повышения госрасходов. И хотя они все же выросли при нем вдвое, вырос и профицит бюджета. А золотой запас страны увеличился с 1,1 млрд до 2,2 млрд руб. Быстро росла экономика. При Коковцове проводилась задуманная при Столыпине страховая реформа, которая ограничивала продолжительность рабочего дня 10 часами, вводила обязательное страхование рабочих от несчастных случаев и выплаты в период временной нетрудоспособности по болезни.