Спасение улетающих
Защитит ли авиапассажиров десятирублевая страховка от банкротстваБанкротство «ВИМ-авиа» вернуло в повестку не новую инициативу Росавиации – обязать покупателя каждого авиабилета платить дополнительно 10 руб. в специальный фонд на случай краха авиакомпании: что-то вроде страховки от банкротства. 10 руб. вроде бы не деньги, но с учетом растущего сейчас на 10–15% в год рынка авиаперевозок к 2019 г. такой сбор позволил бы аккумулировать в фонде около 2,4 млрд руб., подсчитал гендиректор Infomost Борис Рыбак. Такой суммы с избытком хватит на решение проблем с перевозкой пассажиров некрупных перевозчиков, но не крупной авиакомпании – и тогда покрывать ущерб снова придется правительству, как это произойдет и сейчас в случае «ВИМ-авиа».
Раз за разом возвращаясь к идее дополнительного сбора, правительство хочет разделить с кем-то расходы на помощь пассажирам очередной неудачливой авиакомпании – каждый раз выходит, что платить будут сами пассажиры. С одной стороны, оставить их без помощи нельзя: за 196 000 пассажиров с билетами на рейсы «ВИМ-авиа» заступился Владимир Путин. С другой – бесконечно тратить государственные деньги рискованно: кураторы авиаотрасли в правительстве не просто так получили от президента нагоняй. 196 000 человек, пострадавших от краха «ВИМ-авиа», – много, но не рекордно много: в 2015 г. государству пришлось помогать 2 млн пассажиров «Трансаэро».
Регулярный крах российских авиакомпаний – обратная сторона высокой конкуренции (при низкой маржинальности) на рынке авиаперевозок, которая вынуждает демпинговать в борьбе за место на рынке. В пересчете на километры пути цена авиабилетов у российских перевозчиков существенно ниже, чем, например, в США: на некоторых направлениях цена авиабилета сопоставима с ценой билета в плацкартном вагоне у РЖД. Попыткам повысить тарифы путем сговора перевозчиков успешно противостоит ФАС.
Существенный изъян десятирублевого сбора – он ставит в неравное положение пассажиров, например, «Аэрофлота» (для которых шансы столкнуться с проблемой банкротства стремятся к нулю) и пассажиров менее защищенных авиакомпаний, обращает внимание аналитик БКС Михаил Ганелин: фактически одни пассажиры будут вынуждены оплачивать риски других.
Более системной мерой, которая бы защитила пассажира от невылета, могло бы стать, например, введение страхования ответственности при невозможности выполнения перевозки, рассуждает Рыбак. Но это приведет к более существенному, чем на 10 руб., росту цен на билеты и повысит нагрузку на бизнес авиаперевозчиков.
Полная версия статьи. Сокращенный газетный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)