По 10 рублей с пассажира
Росавиация предлагает ввести страховой сбор в 10 руб. с каждого авиабилета. Это позволит создать резерв на 1 млрд руб., что будет достаточно в случае банкротства любой авиакомпании, заявил в среду руководитель Росавиации Александр Нерадько, выступая в Госдуме.
Банкротство «ВИМ-авиа», для выполнения регулярных рейсов которой придется выделить 200 млн руб. из бюджета, вновь сделало актуальным тему создания страхового резерва в сфере авиаперевозок. Авиакомпании выступают против этого предложения, но «жизнь подсказывает, что механизм такой нужен», признал чиновник.
Нерадько заявил, что Росавиация давно выступает за обязательное страхование ответственности авиаперевозчиков за невыполненную перевозку. По его мнению, дополнительно необходимо ввести страхование за гибель пассажиров и перед третьими лицами, добавил он.
Росавиация предложила создать резерв, средства которого пойдут на спасение авиакомпаний, оказавшихся на грани банкротства. Формироваться он будет за счет сборов с каждого авиабилета
Проблемы у «Трансаэро» возникли в 2015 г. Компания оказалась не в состоянии обслуживать долги, составлявшие вместе с лизинговыми обязательствами более 250 млрд руб. В сентябре 2017 г. суд признал «Трансаэро» банкротом, до 13 марта 2018 г. введена процедура конкурсного производства.
В этом году, по данным Росавиации, авиакомпании России могут перевезти около 100 млн пассажиров. В следующем году предполагается рост авиаперевозок на 12–15%, такой же и в 2019 г., если ситуация не изменится. Таким образом, если норму по обязательным отчислениям введут, то к 2019 г. с учетом роста пассажиропотока в резерв можно будет собрать 2,4 млрд руб., подсчитал гендиректор Infomost Борис Рыбак. «Этого с лихвой хватит для ликвидации последствий банкротства мелких авиакомпаний, но если пострадает кто-либо из крупных перевозчиков, то Росавиации все равно придется обращаться в правительство за деньгами», – считает эксперт. Когда банкротилась «Трансаэро», потребовалось около 70 млрд руб., напоминает он (см. врез).
«Инициатив сейчас много – к примеру, сегодня туроператоры предложили авиакомпаниям вносить предоплату», – напоминает исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев. По его мнению, создание резерва лишь частично может решить проблему с банкротством авиаперевозчиков, но глобально надо решать другой вопрос – налогообложение и регулирование авиакомпаний. «У нас перевозчики банкротятся с регулярностью раз в два года: аэропорты прибыльные, нефтяные компании, которые заправляют самолеты, прибыльные, а авиакомпании на грани рентабельности. Это все приведет к тому, что останется один «Аэрофлот», он взвинтит цены, и тогда от него пощады не будет», – заключает Пантелеев.
Сейчас в зоне риска все авиакомпании, кроме первых четырех крупнейших: «Аэрофлота», S7, UTair, «Уральских авиалиний», говорит Рыбак. Их представители не ответили на запросы «Ведомостей». Рыбак считает, что, если авиакомпании введут эту норму, это не сильно скажется на покупательной способности, поскольку люди уже приспособились к экономической ситуации в стране после девальвации рубля 2014–2015 гг. и реализуют отложенный спрос. Росавиация свои предложения по этому вопросу ранее неоднократно направляла в авиакомпании и госорганы, сказал представитель ведомства.