Почему «ВИМ-авиа» не остановили на взлете
Росавиация слишком долго не замечала проблем авиакомпании«ВИМ-авиа» устроила кошмар туристам, которого удалось избежать два года назад при крушении превосходящей ее всемеро по пассажиропотоку «Трансаэро». Сотни пассажиров сутки и более ожидают вылета по всей России – от Благовещенка до Санкт-Петербурга. Из Антальи предстоит вывезти 14 000 туристов – не ясно, за чей счет. Самолеты «ВИМ-авиа» не выпускают за долги аэропорты России, Турции, Бельгии и Франции (по данным Росавиации).
Проблемы «ВИМ-авиа» вскрылись в прошлую пятницу, когда базовый аэропорт «Домодедово» отказался дальше заправлять ее в долг – авиакомпания уже была должна 570 млн руб. Говорят, «ВИМ-авиа» много лет зимовала на кредитах банков и терпении «Домодедово», летом зарабатывала и отдавала часть долгов, осенью снова занимала. Смерть «ВИМ-авиа» предсказывают уже много лет, умение владельца Рашида Мурсекаева выживать удивляет, говорят почти все собеседники «Ведомостей» в авиатранспортной отрасли. У многих еще большее недоумение вызывает, почему Росавиация (регулятор с огромными полномочиями) не остановила «ВИМ-авиа» этой весной и летом, когда компания задержала под 200 рейсов и резко сократила чартерную программу, отчего в отпуск не полетели 100 000 россиян.
Иным грозила остановка за меньшее: «Нордавиа» летом чуть не приостановили сертификат эксплуатанта, потому что недружественный кредитор взыскивает с нее огромную сумму в суде, при этом решение не вынесено, а рейсы «Нордавиа» не задерживала и не отменяла. Росавиация не разрешила ей получить новый тип судна – Airbus 320. Из-за финансовых проблем чуть не остановили прошлым летом I Fly.
Многолетних финансовых проблем «ВИМ-авиа» Росавиация не замечала, даже разрешив ей освоить новый тип – широкофюзеляжный Boeing 777. Минтранс исправно выдавал перевозчику допуски на международные направления – их у компании собралось около 120. В среду президент Владимир Путин явно на потеху исстрадавшейся публике обрушил свой гнев на министра транспорта Максима Соколова. Ему объявлено о неполном служебном соответствии из-за «ВИМ-авиа». Цитата: «Если справитесь с этой ситуацией быстро и эффективно, тогда мы подумаем с Дмитрием Анатольевичем, что делать вот с этим неполным служебным соответствием, если не справитесь, то тоже подумаем». И это в преддверии формирования нового правительства. Досталось и профильному вице-премьеру Аркадию Дворковичу: «Недостаточно уделяете внимания транспортной системе <...> может быть, вы перегружены слишком?»
Хотя именно Росавиации перевозчики отчитываются ежеквартально о финансовом состоянии. «Трансаэро» в 2015 г. остановили формально за финансовую несостоятельность, однако свои рейсы она выполняла – пусть и на деньги «Аэрофлота». Регулятор сейчас поясняет, что отчетность «ВИМ-авиа», в том числе в этом году, говорила о прекрасном самочувствии, и проверяет, была ли отчетность достоверной.
2 млн пассажиров «Трансаэро» перевезли с помощью «Аэрофлота» без срывов – уникальный, говорят, случай в мировой авиации. Кто и когда перевезет 196 000 пассажиров «ВИМ-авиа», до сих пор не ясно – видимо, такого количества пострадавших достаточно только для щелканья кнутом.