СКР в плену у ФСБ
Как меняет расклад сил спецслужб арест трех высокопоставленных следователейСерия арестов высокопоставленных сотрудников Следственного комитета, которых ФСБ обвиняет в получении взятки от вора в законе, отражает новый баланс сил между силовыми и властными группировками. Речь идет не только об ослаблении одного из силовых ведомств, но и о стремлении правящего класса разделить интересы разных группировок внутри спецслужб и предотвратить создание могущественных кланов.
Арест трех следователей такого высокого ранга (первый замначальника московского управления, глава службы безопасности и его заместитель) и спешный выход на пенсию (традиционно задним числом) самого начальника московского главка – само по себе событие экстраординарное, как, впрочем, и причина – покровительство криминальному авторитету. Но дело не только в масштабе чистки среди выдвиженцев председателя СКР Александра Бастрыкина. Задержание работников СКР сотрудниками ФСБ обнаружило распад коалиции двух спецслужб, сложившейся в аппаратной борьбе с Генпрокуратурой в ходе операции 2014 г. против Главного управления экономической безопасности МВД.
Причин обострения межведомственных противоречий несколько. Межвидовая конкуренция за сократившуюся из-за кризиса административную ренту стала жестче, делить уменьшившийся пирог стало труднее. Громкие уголовные дела, которые вел СКР, позволяли говорить об успехах ведомства, в том числе о борьбе с коррупцией.
Бастрыкин и пресс-секретарь СКР Владимир Маркин не раз выступали с программными статьями, показавшими, что их амбиции выходят за рамки нынешних должностей и полномочий.
Бурный самопиар не мог не вызвать раздражения «смежников», чья работа не предполагает публичности.
Нынешние задержания – следствие масштабных перестановок в спецслужбах, в том числе в ФСБ, где сменились руководители многих подразделений, новые люди не так тесно связаны со старожилами СКР, отмечает основатель сайта agentura.ru Андрей Солдатов. ФСБ хорошо просчитала ситуацию: арест за связь с криминалом не вызывает вопросов, в то время как попытка разоблачить сращивание «смежников» с влиятельными бизнесменами и чиновниками могла бы вызвать мощную контратаку заинтересованных лиц.
Аресты нанесли сильный удар по авторитету СКР и аппаратному весу самого Бастрыкина, который получил сигнал, что доверие президента своему однокурснику небезгранично. Конфликт также на руку недавно созданной национальной гвардии: теперь это единственная силовая структура, не замешанная в коррупционных скандалах.
Противоборство между СКР и ФСБ удобно для Кремля, считает политолог Алексей Макаркин. Конфликт и взаимные обиды не позволяют создавать устойчивые влиятельные кланы, которые способны защищать свои интересы перед верховной властью, сохранятся лишь ситуативные коалиции с меняющимися партнерами.