Арестованы высокопоставленные сотрудники столичного управления СКР
Это может ослабить позиции председателя комитета Александра БастрыкинаЛефортовский суд Москвы дал во вторник санкцию на арест первого заместителя начальника Главного следственного управления Следственного комитета России (ГСУ СКР) по Москве Дениса Никандрова, начальника управления собственной безопасности ГСУ Михаила Максименко (в прошлом – начальника управления собственной безопасности всего СКР) и заместителя Максименко Александра Ламонова, сообщила пресс-секретарь суда Екатерина Краснова. Как сообщил «Интерфаксу» адвокат Ламонова Алексей Носков, их подозревают в получении взятки в $1 млн (ст. 290 ч. 6 УК) от находящегося сейчас под арестом Захария Калашова, известного также как вор в законе Шакро Молодой, виновными себя арестованные не признают. Центр общественных связей ФСБ сообщил, что дело расследуется также по превышению должностных полномочий (ст. 286 УК) «по согласованию с председателем СКР» и совместно с СКР. Задержанию предшествовали обыски на рабочих местах подозреваемых и по месту их жительства, говорится в пресс-релизе.
Громкие дела
С момента основания самостоятельного Следственного комитета самыми громкими коррупционными делами в СКР стали осуждение в 2009 г. за взятку в 750 000 евро к семи годам лишения свободы начальника ГСУ СКР Дмитрия Довгия и осуждение на прошлой неделе к такому же сроку следователя Рашида Анкоси, получившего $2 млн за возбуждение уголовного дела в интересах бизнесмена Владимира Стратия.
Это дело было возбуждено, после того как суд не получил ходатайство о продлении ареста одного из приближенных Калашова – Андрея Койчукова от следователя одного из отделов ГСУ и он был освобожден из сизо (правда, сразу же задержан снова сотрудниками ФСБ). Против Койчукова расследовалось дело о хулиганстве в связи с имевшей большой резонанс перестрелкой в кафе Elements в центре Москвы на ул. Рочдельской в декабре 2015 г., в которой погибло два человека. По версии следствия, Койчуков с группой подельников прибыл для выбивания у хозяйки кафе долга (она якобы задолжала дизайнеру за оформление заведения) и переоформления под этим предлогом кафе в собственность неких третьих лиц. Но прибывшие встретили отпор со стороны сотрудников охранной компании, представлявшей интересы владелицы кафе. В ходе возникшей потасовки охранники применили оружие, убив двух нападавших. По этому делу обвиняются также местный участковый и еще несколько сотрудников полиции, безучастно наблюдавших за происходившим.
Никандров до назначения несколько месяцев назад в ГСУ по Москве был одним из ведущих следователей по особо важным делам центрального аппарата СКР. Выходец из Волгограда, переехавший в Москву в 2007 г. на работу в центральный аппарат только что созданного Следственного комитета, он, в частности, расследовал второе дело ЮКОСа, дело о взятке первого начальника ГСУ СКР Дмитрия Довгия и дело о покровительстве подмосковных прокуроров нелегальному игорному бизнесу (которое из-за противодействия Генпрокуратуры так и не дошло до суда).
По словам собеседника в правоохранительных органах, уголовное дело ведет СКР в тесном взаимодействии с ФСБ, Никандров допрашивался старшим следователем по особо опасным делам Игорем Красновым. По словам еще одного сотрудника правоохранительных органов, это дело не только касается действительно очень скандальной для репутации правоохранителей истории с Калашовым, но и связано с противоборством различных группировок в силовых структурах. Оперативным сопровождением дела занимается управление собственной безопасности ФСБ, которое привлекалось к работе по большей части громких коррупционных дел последнего времени, добавляет собеседник.
На вопрос «Ведомостей» о том, может ли это уголовное дело сказаться на карьере председателя СКР Александра Бастрыкина, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков ответил: «Это вопрос не ко мне. Гипотетические рассуждения на фоне следственных действий недопустимы». Никандров был в числе молодых сотрудников, на которых делал ставку Бастрыкин, говорит политолог Евгений Минченко: «Конечно, задержания создают проблемы для образа СКР в целом. Насколько это критично для самого Бастрыкина, сказать сложно. Для задержания могли быть объективные причины, но не исключено, что разработка связана с усилением борьбы внутри силовых структур. Очевидно, что перенастройка силовых структур еще не закончена».