«В нашем городе мало ходят пешком»
Алексей Муратов, партнер КБ «Стрелка», рассказал, как сделать комфортным уличное пространство МосквыПо заказу столичного департамента капитального ремонта консалтинговое бюро КБ «Стрелка» разработало методические руководства по благоустройству улиц – получилось четыре книги, четвертую закончили в середине ноября. Весной эти рекомендации начнут тестировать на улицах Москвы. Партнер КБ «Стрелка» Алексей Муратов рассказал «Ведомостям» о работе над проектом.
– Эти руководства – методическое сопровождение программы «Моя улица», по которой столичные власти планируют благоустроить около 200 московских улиц. Их точное число пока не зафиксировано, зато зафиксирован бюджет – около 126 млрд руб. на 2015–2018 гг. В этом году обустроено чуть больше 50 улиц, и на этих работах было занято огромное количество проектировщиков, подрядчиков, едва ли не все российские производители камня, плитки, уличной мебели. Заказчик – столичный департамент капитального ремонта – поставил перед нами задачу упорядочить подходы к проектированию, реализации и оценке благоустройства с учетом современных тенденций в урбанистике. Все это мы представили в виде четырех книг под общим названием «Стандарт благоустройства улиц и общественных пространств Москвы». В первой – «Пространственный кодекс» – мы выделили 10 типов улиц, которые встречаются в Москве, и сформулировали для них общие рекомендации. В «Каталоге типовых элементов благоустройства» перечислены требования к различным составляющим городской среды: покрытиям, озеленению, фонарям, урнам, скамейкам и проч. «Каталог типовых решений» содержит набор рекомендуемых планировочных, архитектурных, инженерно-технических и дизайнерских решений для разных типов улиц. Четвертая книга – «Руководство по реализации мероприятий по благоустройству» – посвящена тому, как правильно организовать весь процесс.
– СНиПы, ГОСТы и другие обязательные к применению документы говорят о минимальном наборе требований к улицам – безопасности, доступности, санитарии. Если опираться только на них, невозможно сделать современный удобный и красивый город. Эту задачу решают различные методические рекомендации – гайдлайны.
– В Москве, в принципе, мало улиц. И используются они неинтенсивно. В нашем городе мало ходят пешком. Во многом это связано с градостроительными особенностями, но также – с недостаточным комфортом уличного пространства. Есть простые способы это изменить. Например, расширить тротуар. Расширение должно подразумевать элементарное зонирование: полосы для общественного обслуживания (с магазинами и кафе) и быстрого пешеходного движения, полосу озеленения, полосу для парковки. Зато в Москве широкие полосы дорожного движения – в среднем 4 м. Чем шире полоса, тем выше скорость. Сузив их до трех или трех с половиной, если мы говорим о выделенных полосах общественного транспорта, мы успокоим движение, оно станет более безопасным и более комфортным для пешеходов.
Другой пример – Моховая, по ней проезжает больше 90 000 машин в день. Сейчас пешеходы, идущие по левой стороне Моховой, чувствуют себя незащищенными – рядом несется автомобильный поток. Надо вернуть им чувство безопасности. Например, вернув на левую сторону Моховой парковку. Или предусмотреть ограждения, высадить деревья. Другой важный вопрос – наземные переходы. Они удобнее подземных, особенно для пожилых и маломобильных граждан. В центре наземные переходы нужны каждые 100 м, на периферии – каждые 300 м. На Новом Арбате нет ни одного, а подземные не оснащены лифтами. На Тверской от одного перехода до другого – 250–500 м.
– Да, ФСО запрещает делать там наземные переходы. И это плохо сказывается на городской среде – на ее связанности, дружелюбности по отношению к пешеходам, в первую очередь инвалидам и старикам. Важнейшее условие городского комфорта – слаженно работающий наземный общественный транспорт. Для этого нужны выделенные линии, которые у нас не работают. Без наземной линии, скажем, на пересечении Садового кольца и Нового Арбата троллейбус вынужден уходить в тоннель, и весь эффект пропадает. И тут опять же вмешиваются силовые ведомства – не дают пустить Б и «десятку» по земле.
Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка»
Образован в 2009 г. (фактическая деятельность началась в 2010 г.). Занимается исследованиями по урбанистике и городскому развитию. В 2014 г. курировал российский павильон Венецианской архитектурной биеннале. Председатель попечительского совета института – Александр Мамут. Финансовые показатели не раскрываются. КБ «Стрелка» – консалтинговое подразделение института. В январе 2015 г. стала победителем открытого конкурса, проведенного Департаментом города Москвы по конкурентной политике, на разработку проектов методических документов для реализации подпрограммы «Благоустройство улиц и городских общественных пространств «Моя улица» на 2015 – 2018 гг.», а также работ по подготовке предварительных проектных решений в отношении подпрограммы. Цена госконтракта - 922 млн руб.
– В небольшой степени, потому что наша работа носила догоняющий характер – программа «Моя улица» была начата раньше. Пилотные проекты по нашим рекомендациям будут тестироваться в следующем году. Надеюсь, они учтут главную – подробный предпроектный анализ, который включает в том числе опросы жителей.
– Именно жители являются конечным адресатом всех этих программ. Опросы можно использовать, когда возникают развилки внутри проекта: например, делать велодорожки или не делать. Но это не панацея. Активность граждан порою тормозит проект, и часто даже не потому, что их интересы не совпадают с интересами власти, а потому, что у самих граждан интересы разные.
В прошлом году группа жителей обратилась в департамент транспорта с просьбой сделать Черниговский переулок пешеходной зоной. Архитектурное бюро «Мегабудка» сделало тестовый проект – машины убрали, территорию благоустроили, поставили уличную мебель. И естественным образом там появилось много посторонних людей. Стал складываться совсем другой стиль жизни, со всеми плюсами и минусами пешеходной зоны Замоскворечья. Тут выяснилось, что большинство жителей не хотят, чтобы переулок был пешеходным. Они же использовали его под парковку для своих машин и хотели продолжать так его и использовать. В итоге все вернули как было. Спрашивается, чьи интересы представляли те жители, которые писали обращение в департамент транспорта? Это интересная история с точки зрения того, насколько вообще репрезентативны городские активисты.
– Хотя в Москве не такое интенсивное движение, как в других мегаполисах мира, у нас довольно высокий травматизм, особенно за пределами ТТК. Люди гибнут и на магистралях, и внутри жилой застройки. Кроме того, город страшно не приспособлен для пожилых, инвалидов. В этом мы отстаем от европейских городов лет на 10–15. До сих пор не везде есть бордюрные пандусы. Человек на инвалидной коляске просто не в состоянии преодолеть бордюр высотой 20–25 см. Все еще мало мест отдыха для пожилых людей, между тем по общим рекомендациям скамейки должны стоять через каждые 100–150 м. Другой важный вопрос – экология. На автомобили приходится 75% загрязнений. Если стимулировать пешеходные передвижения хотя бы в пределах района, ситуация заметно изменится.
– Идентичность в контексте проектов благоустройства – это проявление своеобразия места и учет интересов постоянных пользователей. Есть новшества, которых никто не заметит. Когда наши коллеги делали улицы вокруг «Детского мира», возникла дискуссия по поводу светильников. И Москомархитектура, и подрядчики, и производители были за использование ремейков. Наш гендиректор Денис Леонтьев титаническими усилиями добился того, чтобы на Неглинной и всех прилегающих улицах поставили современные светильники. Они выглядят абсолютно нейтрально и выполняют утилитарную функцию – это как раз было то, что нужно. На этом фоне стали еще больше резать глаз аляповатые фонари на Кузнецком.
– Главная ошибка – дикая спешка. Когда за полгода делается и концепция, и проект, и строительные работы, невозможно не пожертвовать качеством, продуманностью решений. В Лондоне, Нью-Йорке, Берлине два года – это нормальный срок для проекта благоустройства улицы, сопоставимой с Неглинной. Один год они тратят только на исследования. Если какие-то решения вызывают вопросы жителей, делают тестовые куски. А потом спокойно реализуют весь проект.
– Сомнительная претензия. Хотя понятно, когда вы спешите, поневоле воспроизводите шаблонные решения, которые не учитывают специфику улицы. Например, Покровка сделана хорошо, взвешенно. Пятницкая получилась более спорной, Большая Дмитровка – еще более спорной. С другой стороны, не надо выпендриваться. Улица – это прежде всего рамка для социальных взаимодействий. Не надо каждый метр асфальта выкладывать разной плиткой и делать дизайнерские клумбы. Все можно сделать просто и качественно. Жалобы на единообразие благоустройства связаны с тем, что, видимо, была нарушена естественная ткань улицы. Часто проектировщик не видит нюансов, которые важны для жителей. Например, убрав старую скамейку, можно убить привычный уклад этого места