Какие стереотипы мешают крупному бизнесу работать с молодыми предпринимателями
Портрет молодого основателя бизнеса за последние десятилетия кардинально изменился, а стереотипы остались прежнимиУ бизнесменов постарше, как правило, есть набор устойчивых стереотипов по отношению к молодым предпринимателям. Сформировались эти стереотипы уже давно, но работают они по сей день, несмотря на то что портрет современного молодого предпринимателя за годы кардинально изменился. Такое несоответствие в ожиданиях и реалиях зачастую негативно сказывается на деловых коммуникациях между молодежью и остальным бизнесом, может завести в тупик переговоры или сорвать выгодные сделки. Со старыми мерками подходить к взаимодействию уже неправильно и неэффективно. Что же сегодня представляют собой молодые предприниматели? Какие стереотипы в их отношении уже морально устарели и могут только помешать их партнерам по бизнесу?
1. Не такие уж и молодые. В 1990-е бизнесменом вполне мог стать выпускник школы или студент. Практически каждый считал себя специалистом в операциях «купил дешевле – продал дороже», когда речь шла о популярном тогда ширпотребе.
Сегодня бизнес занятие гораздо более серьезное. Высокая конкуренция, внешние вызовы, развитие технологий – все это требует знаний, и как раньше – с наскока – прибыльный бизнес построить практически невозможно. В бизнес входят люди уже чуть более старшего возраста, получившие как минимум специальное или высшее образование. По статистике Российского центра содействия молодежному предпринимательству, сегодня средний возраст молодого бизнесмена составляет 27 лет.
Потенциальные же партнеры продолжают воспринимать молодых предпринимателей как студентов, у которых недостаточно знаний для успешного бизнеса, как трудных и ненадежных партнеров. И это ошибка. А в определенных новых и быстро развивающихся сферах, таких как IT, дизайн и др., молодость – это не недостаток, а преимущество.
На заре 90-х вчерашние школьники влились в бизнес вполне бодро и органично, в то время как старшее поколение с трудом перестраивалось на новые рельсы. Молодые предприниматели энергично брались за любую инициативу, особенно торговлю. Сейчас молодой предприниматель постарел и стал более осмотрительным. По нашему опыту, никто не начинает бизнес с наскока, это делают осознанно и обдуманно. Если в 90-х бизнесом занимались люди без специального образования, то сейчас мы наблюдаем возврат к фундаментальным областям знаний. Опять популярны технические специальности, а сильные вузы и факультеты, где их преподают, вновь переживают наплыв абитуриентов.
2. Иные сферы бизнеса. В 1990-е основу бизнеса составляли операции купли-продажи. Новой экономике требовались компьютеры, факсы и прочая оргтехника, а также различные финансовые институты – банки, обменные кассы, инвестиционные компании.
Сегодня, по данным Российского центра содействия молодежному предпринимательству, в число самых популярных направлений деятельности у молодежи входит сфера услуг (спортивные клубы, кафе, караоке), а также интернет-предпринимательство (разработка ПО, дизайн, маркетинг). Но при этом наблюдается снижение популярности бизнеса у молодежи в целом. Более того, все больше молодежи смотрит в сторону госслужбы, которая в 90-е вообще мало кого прельщала.
Но, как и прежде, для потенциальных клиентов или поставщиков молодых предпринимателей очень важно происхождение стартовых инвестиций. Некоторые области требуют немалых стартовых вложений, такой бизнес зачастую покупают своим детям их состоятельные родители. И если бизнес молодой человек не создал сам, а получил в подарок, есть опасность, что он может не справиться с трудностями и не выполнить свои обязательства. Кроме того, и банки достаточно настороженно смотрят на директоров компаний в возрасте моложе 25 лет, поскольку есть риск, что слишком молодой руководитель может быть поставлен формальным главой фирмы, а реально бизнес ведут другие люди.
3. Образование. 30 лет назад зарабатывать можно было без специальных знаний, да и вузы не готовили специалистов для управления бизнесом.
Сейчас успешный бизнесмен должен хорошо знать свою отрасль, разбираться в финансах, налогах, юриспруденции. Он должен быть образованным. И если у начинающего 25-летнего бизнесмена нет диплома, это должно настораживать контрагентов и потенциальных партнеров.
4. Молодежное предпринимательство и поддержка государства. В отличие от того, что было в 1990-х, сейчас бизнес может получить от государства поддержку разного рода: существуют программы льготного кредитования, разнообразные субсидии, гранты, льготы, программы акселерации и консультационные услуги. Немало таких программ адресовано именно молодым предпринимателям. Контрагентам следует иметь это в виду, договариваясь о сотрудничестве с молодым бизнесменом, – возможно, это обстоятельство позволит и им как партнерам или контрагентам получить более выгодные условия.