Как в пандемию сложилась судьба российских стартапов
EdTech, FinTech, RetailTech, AgroTech, HRtech – какие направления выросли в пандемию, а какие сократились
65% молодых российских технологических предприятий либо выросли в пандемию, либо сохранили показатели на уровне 2019 г., продемонстрировало исследование «Стартап барометр». Это ежегодный опрос, который проводит основатель инвесткомпании A.Partners и венчурный партнер Skolkovo Ventures Алексей Соловьев вместе с консалтинговой компанией EY. Партнеры исследования – PepsiCo и МТС. Эксперты опросили примерно 630 основателей инновационных стартапов в России, их интересовали выручка, источники инвестиций, что повлияло на рост (или падение) показателей в пандемию. Оказалось, что стартапы неплохо пережили кризис (70% сохранили и штат, и зарплаты) и даже смогли запустить новые направления (56% респондентов). Расширению бизнеса в 2020 г. больше всего поспособствовали возросшая цифровая грамотность населения (55%), развитие онлайн-торговли (43%), а также локдаун, когда все сидели дома (33%).
Наибольший выигрыш от пандемии получили стартапы, занимающиеся образовательными (EdTech, 25% респондентов из этого сектора заявили о максимальном позитивном эффекте), финансовыми (FinTech, 11%) технологиями, электронной коммерцией (5%) и решениями для управления персоналом (HRtech, 5%).
Нормальная турбулентность
Стартапы привыкли работать в условиях высокой неопределенности – внезапной потери ключевого клиента, ухода важных членов команды, – поэтому они оказались более жизнестойкими, нежели традиционный малый бизнес, рассказывает управляющий директор Skolkovo Ventures Павел Морозов. Около 31% технологических предпринимателей признали, что их бизнес мог закрыться или разориться в 2020 г. Это не помешало 35% стартапов вырасти во время пандемии. Только 9% респондентов сообщили, что остановили производство или прекратили закупки. Продажу товаров и услуг за рубежом из-за COVID-19 и закрытых границ прекратило только 3% компаний.
Инкубатор для стартапов
По его словам, проект предполагает выдачу гранта на развитие, либо субсидирование процентной ставки под поручительство крупной компании, либо софинансирование.
«Мы сейчас начали работать по этому направлению, в том числе по созданию специального продукта для того, чтобы стартап был поглощен крупной компанией. Такой продукт будет создан для того, чтобы довести стартап до поглощения», – сказал Белоусов. «Продукт очень простой: либо капитальный грант, либо субсидирование процентной ставки», – пояснил он, уточнив, что обязательным условием является софинансирование крупных компаний. «То есть либо должно быть намерение о покупке стартапа, либо уже покупка», – отметил первый вице-премьер.
Белоусов сообщил, что кабмин пока не определился с институтом, который будет осуществлять программу, но это будет либо Российский фонд прямых инвестиций, либо Российская венчурная компания, либо фонд «Сколково».
22% предпринимателей сообщили, что инвесторы приостановили им финансирование. Больше всего пострадали финансово- и аграрно-технологические компании, а также стартапы, занимающиеся электронной коммерцией, технологиями для индустрии развлечений и интернетом вещей.
Сильнее всего, по мнению предпринимателей, их бизнесу в 2020 г. вредили падение платежеспособности клиентов (51%), ослабление рубля (42%), а также закрытие границ (37%).
Как и крупные корпорации, стартапы сокращали расходы на маркетинг, PR, аренду и другие поддерживающие функции, но, если крупные компании испытывали трудности с организацией удаленной работы (отсутствие ноутбуков, неготовность документооборота, задача обеспечить безопасность удаленного доступа и другие проблемы), стартапы их вряд ли ощутили, рассказывает директор и руководитель группы инноваций в СНГ EY Дмитрий Позднышев.
Но пришлось как следует потрудиться, чтобы избежать потерь в пандемию. 41% стартапов сообщили, что в пандемию им пришлось работать больше, 21% респондентов из-за нее радикально изменили бизнес-модель, 18% перевели бизнес в онлайн (или наладили онлайн-доставку), 16% придумали маркетинговые акции. Только 24% не приняли никаких особых мер.
В списке наиболее пострадавших отраслей оказались робототехника (13% респондентов отрасли заявили о максимально негативном эффекте от пандемии), технологии для развлечений и розничной торговли (по 8%). Пермская компания «Промобот» производит сервисных роботов. Эти роботы поставлялись в места повышенного скопления людей: торговые центры, бизнес-центры, отели, музеи, кинотеатры, а во время локдауна многие такие места были закрыты, рассказывает директор по развитию «Промобота» Олег Кивокурцев. Инженеры компании за три недели разработали роботизированные терминалы для бесконтактного измерения температуры в местах повышенного скопления людей. По словам Кивокурцева, терминалы термоконтроля в 4–6 раз дешевле роботов, их закупали заводы, клиники, вокзалы, аэропорты и муниципальные учреждения. Более 80% терминалов продали в США – в школы, государственные и муниципальные учреждения, говорит Кивокурцев.
Главным фокусом после пандемии основатели называют доработку продукта. 6% компаний в разгар пандемии наняли сотрудников или повысили им вознаграждения. Еще 71% планирует сделать это в 2021 г.
Компания ElectroNeek разрабатывает программное обеспечение для автоматизации офисных процессов (robotic process automation). Как рассказал ее сооснователь Алексей Астафьев, в разгар пандемии стартап привлек инвестиции в $2,5 млн – автоматизация оказалась востребована из-за перехода на удаленный формат работы и общей тенденции к цифровизации, говорит Астафьев.
Каждый четвертый респондент сообщил о резком росте интереса инвесторов, потому что его проект оказался весьма актуальным в пандемию. Наибольший приток инвестиций ощутили направления EdTech, MedTech и BioTech, говорится в отчете.
Внимание к технологиям для медицины, здоровья и биотехнологиям – долгосрочный тренд, говорит бизнес-ангел и сооснователь клуба инвесторов Angelsdeck Сергей Дашков. В секторе образовательных технологий основные сливки с рынка уже сняты, самые прибыльные бизнес-модели уже реализованы и зарабатывать деньги станет труднее, считает Дашков.
Стартапы в этих нишах уже отыграли карту пандемии, и они сейчас перестают быть драйверами роста конкретных отраслей. Когда ниша или стартап у всех на слуху – значит, венчурные инвестиции уже запоздали, говорит Соловьев.
Стартапер в возрасте
2020 год показал, что зависимость технологических предпринимателей от внешних инвесторов слабеет – они научились выживать на собственные средства. В 2019 г. 51% основателей считали, что самый важный ресурс для них – инвестиции, сейчас таких 43%. Одновременно снизилась доля тех, кто считает самым значимым ресурсом для выживания и развития нужные знакомства: с 25% в 2019 г. до 20% в 2021 г.
Стартапы в России запускают зрелые люди: 57% основателей из списка «Стартап барометра» старше 36 лет. До запуска они уже занимались собственным бизнесом (34%) или работали по найму в крупной компании (29%). Для большинства предпринимателей (64%) стартап не является основным источником дохода. Примерно 30% основателей продолжают работать по найму.
Уже сформировалось поколение технологических предпринимателей, достаточно заработавших, чтобы финансировать свои проекты (по меньшей мере до момента готовности минимального жизнеспособного продукта и первых продаж), рассказывает Дашков.
В 2020 г. на собственные средства бизнес запускал 61% основателей, а на гранты – 24%. В 2021 г. использовали собственный стартовый капитал 75%, а гранты – только 8%.
Финансовые успехи технологических стартапов скромны. Финансировать предприятие за счет выручки получается только у трети предпринимателей (35%). Примерно 38% компаний не получают никакой выручки, а больше 10 млн руб. выручки получают только 18%.
Тяга к сильным
В пандемию число предпринимателей, желающих работать с государственными структурами, резко выросло – с 2 до 25%. Сейчас для государства продукты создают 15% стартапов. Равно как выросла и доля тех, кто хочет сотрудничать с крупными структурами. Примерно 84% респондентов (максимальный показатель за три года) рассматривают сотрудничество или уже работают с корпорациями. Самым эффективным форматом работы считается запуск совместных пилотных проектов (70% респондентов).
При выходе на международный рынок российские компании также ищут партнеров. В этом году «Стартап барометр» попросил предпринимателей с опытом продаж за рубежом рассказать, что помогло выйти на международный рынок. Большинство (39%) нашли местного партнера, а 14% привлекли иностранных маркетологов и специалистов по рекламе. Основную выручку большинство стартапов (61%) зарабатывают в России. Но 23% компаний получают на отечественном рынке не более 25% выручки.
Ищите женщину
Среди основателей стартапов женщин всего 16%, эта доля стабильна. Портрет предпринимателя в России отражает общие тренды рынка труда и экономики, считает Позднышев.
Почему так мало? Основная причина – страх неудачи: женщины относятся к себе более требовательно, чем мужчины, поясняла еще в прошлом году партнер венчурного фонда Digital Horizon Елена Хайкин. Вторая причина – воспитание. Мало кто в детстве рассказывает дочерям про науку и вдохновляет их брать дополнительные уроки по физике, говорила Хайкин. При принятии решения инвесторы не обращают внимания на пол основателя, но в целом приветствуется разнообразный состав команд, отмечает Дашков. По его наблюдениям, женщины крайне работоспособны и лучше прислушиваются к обратной связи.
Не успевают стареть
Возраст большинства стартапов за годы исследований не меняется – каждый год преобладают молодые компании не старше трех лет. В этом году 57% стартапов имеют возраст от года до трех лет. И только 16% компаний, принявших участие в исследовании, старше пяти лет.
У стартапов высокая смертность – и это нормально, говорит Дашков. Счастливчиков, добившихся крупного успеха, меньше 5% от общего числа стартапов. Проекты закрываются из-за несостоятельности бизнес-модели, невостребованности продукта и прекращения финансирования, а основатели и сотрудники потом собираются ради нового бизнеса и рынок обновляется, поясняет руководитель TechLab при «PepsiCo Россия» Александра Сухарева.