Восемь элементов инновационности
Которые позволяют корпорациям стать предприимчивыми, мобильными и гибкимиБольшие компании мощны, но неповоротливы. И во времена перемен плюсы в виде устойчивости оборачиваются минусом. Становится актуальным вопрос о том, как вновь обрести быструю реакцию и чутье на инновации. Корпорации необходимы навыки стартапа – система быстрого реагирования, которая быстро создает и апробирует новые идеи, доводя их до рыночного продукта.
Мы сформулировали восемь элементов инновационности – базовые принципы запуска и реализации инноваций в корпорации. По данным исследований, у компаний, которым присущи все эти восемь элементов, прибыль в 2,4 раза больше, чем у остальных.
Целеполагание. Никакая революционная идея не возникает без амбициозной цели. В том числе без той, способы достижения которой нам пока непонятны. Корпорации, как правило, такие цели игнорируют, довольствуясь достижимым и планируя от прошлогоднего результата. Выйти на новый рынок, вывести на привычный рынок принципиально новый продукт, увеличить продажи не на процент, а вдвое, захватить большую долю рынка – такие цели свидетельствуют, что в корпорации дух предпринимательства еще не выветрился. И что в ней, несмотря на почтенный возраст, есть место риску и подвигу.
Выбор. Когда поставлена большая цель, возникает другая сложная задача – необходимо детально определить, за счет какого типа инноваций будем двигаться к цели. Это могут быть инновационные продукты, смена бизнес-модели, выход на новые рынки и многое другое. Что выбрать? Создаем новую вертикаль бизнеса? Или делаем технологический рывок? Можно, конечно, довольствоваться скромным ростом в 1–2% в год, но по-настоящему инновационные компании замахиваются на большее.
Исследование. То, как компания ищет новые ценные идеи, многое может сказать о ее будущем. Самые продвинутые в поиске новых знаний выходят далеко за пределы компании, превращая в инновации обратную связь, в том числе от поставщиков и клиентов. Тем не менее большинство работает с новыми смыслами по старинке. Например, в промышленности, в сырьевом секторе компании зачастую плохо понимают реальные нужды клиента, удовлетворяясь самими фактами покупки. Между тем элементарный вопрос, что вам не нравится в продукте, сервисе, компании, заданный клиентам, способен стимулировать появление новых идей.
Развитие. Найти идею мало – ее надо превратить в бизнес и прибыль. Для этого нужна новая инфраструктура реализации, потому что старые не справятся. Отдельные блоки бизнес-модели для этого необходимо усилить, а часть сотрудников обучить новым навыкам.
Ускорение. Внедрение идеи не должно затягиваться на годы. Быстрая разработка и запуск продукта на основе этой идеи – условия опережения конкурентов. Например, если вы выводите на рынок новый тип стали, то должны придумать, как традиционно длинный процесс испытаний и выпуска пилотных партий проката сократить до приемлемых нескольких месяцев. Ускорять надо и закрытие не оправдавших себя проектов. Компания не должна упорно продолжать вкладывать ресурсы, в том числе управленческие, в те идеи, которые не оправдали себя по итогам первых тестов. Это тупик и пустая трата ресурсов.
Масштабирование. Речь идет о монетизации нового продукта на максимально большом числе клиентов, в том числе на новых рынках. Что означает вовлечение в процесс маркетологов и специалистов по продажам на ранних этапах проекта. Если раньше многим компаниям можно было позволить себе относительно спокойно застрять на стадии пилотного проекта, то сейчас надо быстро масштабировать пилотный проект до стадии продукта, иначе опередят конкуренты. Или изначально выбирать глобальные рынки в качестве целевых, как это делают лидирующие российские фармацевтические компании. Они понимают, что новые молекулы разрабатывать дорого и долго, а объем локального рынка не позволяет делать такие большие затраты времени и денег.
Расширение. Не следует ограничиваться ресурсами только своей компании – лучше использовать все подходящие внешние ресурсы. Следует привлекать партнеров, иногда на совершенно неожиданные роли. По такому партнерскому принципу возникает сотрудничество элитных ресторанов и их шеф-поваров с поставщиками уникальных ингредиентов, которые становятся фирменной особенностью заведения. А благодаря цифровым технологиям и интернету поиск партнеров занимает не недели и месяцы, а часы и дни.
Стимулирование инноваций. Система поощрения инноваций включает множество и материальных, и моральных стимулов. Задача простая: создать максимально благоприятные условия для людей с идеями. Чтобы они почувствовали: на них не давят, есть простор для творчества и эксперимента, в том числе право на ошибку. Во многих случаях следует предлагать ключевым сотрудникам инновационного проекта войти в долю. В противном случае их единственным шансом для самореализации станет уход из компании.