Как предпринимателю перевести бизнес в онлайн
Десять шагов для перехода к дистанционной торговлеПандемия изменила поведение покупателей и вынудила предпринимателей менять свои бизнес-процессы. Переход в цифровое пространство – зачастую единственная возможность сохранить бизнес и продолжить его развитие. Вот 10 шагов для перехода в онлайн-среду:
1. Проверьте, нет ли ограничений для перехода в онлайн.
Не любой бизнес может работать онлайн. Например, запрещена дистанционная торговля алкоголем или отдельными видами лекарств.
2. Выберите оптимальную модель онлайн-бизнеса.
Если вы хотите контролировать все самостоятельно, вам лучше создать собственную онлайн-площадку. Но можно заключить договор и с уже существующей площадкой, которая обеспечит продвижение сайта, обработку заказов, доставку товаров покупателям или прием платежей.
Сотрудничество с действующей площадкой выгодно, если дистанционные продажи не основной канал вашего сбыта, поскольку у каждой площадки свои требования или ограничения. Площадка может выкупать ваш товар для перепродажи онлайн или быть посредником между вами и конечным покупателем.
У онлайн-площадок часто есть стандартная форма договора с контрагентами. Но договор можно и изменить. Обратите внимание на условия оплаты, распределение ответственности перед покупателями, ответственность за нарушение договора, порядок и основания для изменения или прекращения договора.
3. До запуска собственной онлайн-площадки убедитесь, что все формальности выполнены.
В иных случаях надо уведомить регулирующие органы о начале торговой деятельности и внести изменения в ЕГРЮЛ в части кодов по ОКВЭД. При переходе к продажам товаров дистанционно не забывайте об общих требованиях к торговле. К примеру, для продажи ювелирных изделий в онлайне нужно встать на учет в пробирной палате и соблюдать законодательство о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем.
4. Разместите на сайте онлайн-площадки всю необходимую информацию.
Законодательство о защите прав потребителей и о защите информации предусматривает перечень сведений, указанных на сайте онлайн-площадки. Это в том числе информация о продавце и товарах, а также о правилах их возврата. Важно, чтобы, оформляя заказ, покупатель согласился с условиями продажи, например поставил галочку рядом с формулировкой согласия.
Обработка онлайн-заказов подразумевает операции с персональными данными. Чтобы исключить претензии потребителей и Роскомнадзора, разработайте политику конфиденциальности: укажите категории субъектов персональных данных, цели сбора и порядок обработки персональных данных. Политику опубликуйте на сайте и заручитесь согласием пользователей с условиями обработки информации, которую они предоставляют.
5. Используйте офлайн-магазин как склад или точку отгрузки товаров, если это разрешено.
Существующий магазин используйте для отгрузки товаров, продающихся онлайн, если это не запрещено договором аренды. Обращайте внимание на определение «разрешенного использования», положения о неконкуренции и наличие предельных значений площадей магазина, которые можно использовать как склад.
6. Планируйте, сколько персонала потребуется для перехода в онлайн.
Определите новые трудовые функции персонала и количество работников, необходимое для новых задач. При запуске интернет-магазина понадобятся контент-менеджеры, курьеры, операторы колл-центра, а потребность в продавцах-кассирах снизится.
7. Оформите все кадровые решения документально.
Чтобы исключить возможные споры с работниками и инспекцией труда, оформите все изменения в условиях труда работников, продолжающих работу, а также прекращение трудовых отношений с работниками, которые не нужны на цифровой площадке.
8. Соблюдайте требования законодательства о рекламе.
В интернет-пространстве важно учитывать специальные требования для онлайн-рекламы, к примеру запрет рекламы алкогольной продукции в интернете.
9. Используйте чужую интеллектуальную собственность законно.
Для использования на сайте разного контента не забывайте правильно оформить отношения с авторами или иными правообладателями, получить их согласие или лицензии.
10. Защищайте бренд и деловую репутацию компании в интернете.
Необходимо регулярно отслеживать появление сайтов-двойников, которые могут обманывать ваших клиентов. Нужно исключить и возможное распространение порочащих и недостоверных сведений о вашей компании или, к примеру, регистрации доменных имен, сходных с доменным именем и товарным знаком вашего сайта.