Цифровому предприятию нужны новые управленческие подходы
Чтобы оно было по-настоящему эффективнымТипичная проблема современных российских предприятий – разрыв между автоматизированным производством и устаревшим корпоративным управлением: с годовым бюджетированием, длинными циклами планирования. Центры управления могут получать точнейшие данные, IT-системы – генерировать наглядные графики по сотням параметров, но на управленческие решения это почти никак не влияет.
Между тем уровень развития технологий таков, что если раньше предприятия автоматизировали бухгалтерский учет, склад, проектирование, то сегодня возможно полностью цифровое управление производством.
Сделать цифровым крупное и сложное производство помогают цифровые двойники производственных процессов. Это цифровые «слепки» производства, включающие все индикаторы оборудования и нормативы выполнения операций. Цифровой двойник позволит не только видеть процессы во всех деталях, но и обнаружить повторяющиеся операции, которые можно роботизировать. С его помощью менеджмент не только сможет реагировать на те или иные ситуации в реальном времени, но и прогнозировать их с помощью предиктивной аналитики. Цифровых двойников уже используют не только лидеры мирового машиностроения SpaceX Илона Маска, Boeing или Airbus, это уже массовое явление в машиностроительной отрасли.
Одними из первых в нашей стране создавать цифровые предприятия стали сырьевые компании – они стремятся контролировать себестоимость и имеют достаточно денег, чтобы позволить себе цифровизацию.
Например, российские нефтяные компании пытаются снизить себестоимость с помощью цифровых двойников месторождений. Им критически важно, чтобы процесс управления был оцифрован на всех участках деятельности: от цифровых двойников месторождений и трубопроводов к цифровому двойнику нефтедобычи в целом.
Но перейти к полностью цифровой компании, в которой и производство, и сервис, и финансы, и маркетинг объединены в единую систему, гораздо сложнее. Пока предприятия только ищут стратегию и решения. В крупных производственно-сервисных компаниях распространен подход: «Мы сейчас соберем как можно больше данных, а потом поймем, как их структурировать и искать закономерности». Но чтобы найти эти закономерности, нужна четкая система обратных управленческих связей. Каждое событие должно отражаться на проектном, финансовом и общем управлении, корректировать его. А решения должны приниматься не старыми директивными методами, а гибко. Иными словами, предприятию, чтобы стать полностью цифровым, придется перестраивать всю систему управления. Появление таких предприятий приведет к революционным изменениям – прежде всего окажется ненужным средний слой менеджеров.
Наиболее трудно будет перестраиваться предприятиям обрабатывающей промышленности, особенно из так называемых старых отраслей. Большинство таких предприятий было построено в 1940–1960 гг., на многих, в том числе оборонных, эксплуатируется оборудование в лучшем случае 1980-х гг. Реальный пример – на крупном машиностроительном заводе, работающем в том числе на экспорт, сверхточная обработка деталей до сих пор производится с помощью надфиля. К этим операциях допущены только опытнейшие слесари – с 30–40-летним стажем.
Старое оборудование не позволяет получать данные о производственных процессах: старые системы их не собирают. Значит, в принципе невозможно построить цифрового двойника. Чтобы преодолеть это препятствие, нужны большие инвестиции. Дешевле не модернизироваться, а построить новый завод. Но денег на новое строительство нет, поэтому остается только эксплуатировать имеющееся оборудование, по возможности докупая критически важные элементы, и ограничиваться автоматизацией финансового учета и покупкой систем автоматизированного проектирования.
В сельском хозяйстве гораздо проще – там фактически нет старых технологических процессов. Впечатляющий пример небольшого, но полностью цифрового предприятия – цифровая птицеферма. Цикл работы птицефермы по выращиванию кур – 45 дней. На процесс влияет множество параметров – температура, влажность, освещенность и др. Их контроль можно автоматизировать. Самое главное – уменьшить число заходов людей в курятник. Дело в том, что в момент захода в курятник птичницы или, например, электрика куры перестают есть. А они должны есть постоянно, чтобы прибавлять в весе. Самое главное – что системы управления в сельском хозяйстве практически приходится строить с нуля, поэтому создание цифровых предприятий идет очень быстро. У крупных компаний есть и инвестиции, и желание создавать полностью цифровые компании с высокой эффективностью и без лишних людей.-