Как малому бизнесу стать цифровым
Пять советов, как не отстать от технического прогрессаЦифровые технологии повсеместно меняют бизнес-процессы. Особенно важна цифровизация для малого бизнеса. Если он не привязан к конкретному месту, как, например, пункт ремонта обуви, парикмахерская или ателье, а продает товары или услуги, не зависящие от местоположения, ему прямая дорога в онлайн. Он может взаимодействовать с клиентами и сотрудниками через программное обеспечение и облачные системы. Современные технологии откроют малому предприятию новые каналы продаж, помогут анализировать потребителей, быстро переводить и получать платежи и даже получать кредиты в банках. Как малому бизнесу переформатировать свои процессы, чтобы идти в ногу со временем?
1. Научитесь продвигать себя в интернете. Это один из самых эффективных каналов рекламы. Конкретных инструментов множество: контекстная реклама, профессиональные ресурсы, тематические форумы, соцсети, работа с блогерами, каналы на YouTube. Например, можно настроить рекламную кампанию в соцсетях таким образом, чтобы объявление демонстрировалось только целевой аудитории – по полу, возрасту, месту жительства, интересам и т. п. Чем больше рекламодатель готов заплатить за клик, тем больший охват аудитории он получит.
2. Выбирайте технологичный банк. При выборе банка помимо стандартных требований (надежность, тарифы, операционные возможности и проч.) необходимо учитывать, насколько он способен обслуживать бизнес в эпоху цифровых технологий. Он должен обладать удобными онлайн-сервисами и требовать от клиентов минимум бумажных документов, он должен иметь приложения для смартфонов. В цифровом банке главную роль играют системы дистанционного обслуживания клиентов. Технологичный банк предоставляет функции быстрых взаиморасчетов между клиентами одного банка, моментального открытия счетов, а также информационные агрегаторы для клиентов. Все платежи, выставление счетов, принятие решений по кредитам должны происходить очень быстро.
3. Переведите сбор платежей в онлайн. Если ваш бизнес – не мастерская по ремонту обуви и не палатка с овощами и фруктами, а интернет-магазин, вы должны предложить клиентам удобные способы оплаты. Вы можете принимать платежи онлайн напрямую через банк, агрегатор платежей, электронные кошельки.
Согласно новому федеральному закону интернет-магазины должны отправлять покупателям электронные чеки, а также применять специальную онлайновую кассу, отправляющую данные о платежах к оператору фискальных данных. Поэтому компании нужно выбрать фирму-подрядчика, которая будет обеспечивать удаленную фискализацию платежей (если речь, например, идет о торговле на сайте).
4. Не забывайте о безопасности. При переводе бизнес-процессов в цифровой формат у компаний могут возникнуть проблемы с информационной безопасностью. Как правило, увлеченные новым делом клиенты делают новый сайт, ресурс, площадку и только потом задумываются об их защите. У нашего клиента, туристического интернет-агентства, взломали сайт, его бизнес был парализован месяц. Новые технологии – это и новые киберугрозы, поэтому необходимо заботиться об информационной безопасности и защите информационных прав. Начать малому бизнесу рекомендуется с простого – установить антивирус с постоянно обновляемой базой на все компьютеры и настроить на этих компьютерах локальные межсетевые экраны.
5. Приготовьтесь к тому, что вас будут проверять и партнеры, и банки. Пример: онлайновый фитнес-клуб продает доступ к ресурсу, где выложены видеозаписи с тренировками. У этой компании есть команда, банковский счет и обороты по нему. Но в случае необходимости где ее искать на просторах интернета? А что она может предложить в качестве залога по кредиту? С традиционными предприятиями все гораздо проще: у них есть адрес регистрации и офис, куда можно приехать, чтобы убедиться, что клиент настоящий и занимается реальной деятельностью. Подумайте заранее, что вы сможете предъявить в качестве доказательства своей добросовестности и финансовой платежеспособности.