Как убедить банк в реальности своего бизнеса
Шесть пунктов, по которым банк определяет ненадежного клиентаКомпании малого бизнеса все чаще жалуются на банкиров, появляется все больше сообщений о блокировках банками счетов и о случаях расторжения договоров обслуживания без всяких на то оснований, как утверждают пострадавшие. Однако во многих случаях у банков есть веские причины. В последнее время основным постулатом клиентской политики любого банка – в соответствии с требованиями ЦБ – стала реальность бизнеса клиента. Признаки плохих компаний были сформулированы в положении Банка России № 18-МР от 21 июля 2017 г. Что делают банки, чтобы убедиться в реальности бизнеса?
1. Банк изучает операции клиента с целью выявления признаков, которые свидетельствуют об отсутствии реального бизнеса или наличии схем оптимизации налогообложения. Признаки таковы:
со счета компании не производятся выплаты зарплат работникам, а также перечисления по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) и страховым взносам; либо платежи не соответствуют среднесписочной численности сотрудников клиента и свидетельствуют о занижении реальных зарплат;
средняя начисленная зарплата ниже официального прожиточного минимума;
остатки денежных средств на счете отсутствуют либо незначительны по сравнению с объемами операций, обычно проводимых клиентом по счету;
основания платежей не соответствуют заявленному виду деятельности (например, клиент в анкете указывает, что занимается производством хлебобулочных изделий, а получает деньги за транспортные или консультационные услуги);
денежные средства на счет клиента зачисляются по одним основаниям, а затем списываются по другим. Иными словами, клиент получает деньги в основном, например, за строительные материалы, а платит преимущественно за транспортные и консультационные услуги;
происходит резкое увеличение оборотов по счету клиента, компания заметно превышает заявленные при открытии счета максимальные значения оборота денежных средств;
клиент не платит со счета за хозяйственные нужды: например, за аренду, коммунальные услуги, закупку канцелярских товаров и т. п.;
контрагенты-покупатели платят клиенту по договорам за товары и услуги с выделением НДС, а затем эти суммы практически полностью списываются клиентом в пользу контрагентов без НДС;
нарушается критерий уплаты налогов и других обязательных платежей (примерно в 0,9% от дебетового оборота по счету клиента либо незначительно больше).
2. Затем банк изучает место ведения бизнеса, проверяет, находится ли офис компании по месту ее регистрации.
3. Далее банк сопоставляет объемы бизнеса с размером офисных, складских и производственных помещений, со штатом сотрудников. Например, компания с операциями в сотни миллионов рублей в год, не имеющая постоянного офиса, склада и производственных помещений, в штате которой лишь один директор, создана для транзита денежных потоков.
4. Затем банк изучает структуру предприятия. Реально действующее предприятие должно иметь штатного бухгалтера или договор с компанией, ведущей бухгалтерский учет.
5. Банк выявляет бенефициаров бизнеса. Он проверяет информацию, указанную клиентом в анкетах, и использует все доступные методы. В частности, если клиент указывает бенефициаром директора, который на самом деле не является владельцем или совладельцем, последует дополнительная проверка. Изучаются открытые источники (пресса, интернет) для выявления информации о клиенте, в том числе негативной. Для проверки клиента также часто используются специализированные базы данных (СПАРК, «Контур-фокус» и др.).
6. Если возникли вопросы, банк проводит беседу с руководителями компании.
Столь всестороннее изучение клиента требует затрат времени и денег. Поэтому некоторые банки, выявив у клиента хотя бы один признак отсутствия реального бизнеса, предпочитают отказать ему в обслуживании, не продолжая дальнейших разбирательств.
Для клиентов такое решение имеет самые негативные последствия. Теперь они не смогут, как раньше, после отказа в одном банке открыть счет в другом. Работать с такими отказниками сейчас запрещено всем банкам в России. Поэтому, если вы попали в число тех, с кем банк расторг договор обслуживания, необходимо приложить максимум усилий, чтобы доказать реальность бизнеса. Вы можете пригласить представителей банка в свой офис, показать торговые или производственные помещения, склады, продукцию. В банк нужно отнести договоры, которые подтвердят ведение хозяйственной деятельности, акты приемки работ и услуг, действующие договоры на аренду помещений. Предъявите банку список контрагентов, ссылки на их сайты. Дайте описание структуры собственности вашей компании и информацию о реальных собственниках бизнеса. Если у вас есть счета в других банках, могут помочь рекомендательные письма от них. И конечно, следует проявлять осторожность в выборе контрагентов – работать только с благонадежными фирмами.
Отнеситесь конструктивно к попыткам представителей банка разобраться в вашей деятельности. Если у вас реальный бизнес, вам нечего скрывать от банка.