Как малому бизнесу готовиться к банковским проверкам
Надо начать с тщательной проверки всех своих контрагентовЭтим летом ЦБ принял несколько новых документов, которые требуют от банков дополнительно усилить контроль за клиентами. Это напрямую затрагивает интересы малого бизнеса.
Одна из главных задач банковского контроля – выявлять организации, которые не ведут реальной деятельности, а используются владельцами для перевода безналичных денежных средств в наличные, ухода от налогов или получения незаконного возмещения НДС из бюджета, для вывода денег за рубеж. В новых методических рекомендациях ЦБ конкретизировал признаки, свидетельствующие, что организация не занимается реальным бизнесом: отсутствие у компании выплат зарплаты или ее выплаты в минимальном размере, отсутствие платежей, которые сопровождают хозяйственную деятельность, а также минимальные налоговые и другие обязательные платежи – ниже 0,9% дебетового оборота по счету.
Банки выявляют клиентов, операции которых имеют эти признаки, изучают их и, если их подозрения подтверждаются, отказывают в дальнейшем проведении операций, а также в одностороннем порядке расторгают договор банковского счета. О подобных действиях банки обязаны информировать ЦБ, который, в свою очередь, направляет эту информацию во все банки страны. Эта мера была введена для того, чтобы затруднить работу однодневок и других компаний, пойманных на нарушениях законов. Раньше однодневки, получив отказ в обслуживании в одном банке, могли спокойно открыть счет в другом. Чтобы пресечь эту практику, банки по собственной инициативе начали обмениваться информацией о неблагонадежных клиентах, а теперь этот обмен уже стал обязательным. Сейчас у подозрительной компании куда меньше шансов открыть счет в другом банке, ведь за это самим финансовым организациям грозят проверки и санкции со стороны регулятора. Кроме того, банки ужесточили требования не только к самим компаниям, но и к их контрагентам и транзакциям, которые проводят контрагенты. Банк хочет понимать, с кем именно сотрудничает его клиент.
Так как ответственность за выбор контрагентов лежит на самой компании, необходимо делать тщательную проверку клиентов, тем более что проверка контрагента не отнимает много времени и не требует фантастических затрат.
Перед заключением соглашений с потенциальным партнером проверьте по базе данных ФНС его регистрационные данные, руководство, адрес, реквизиты, загляните на его сайт, чтобы убедиться, что сайт обновляется и компания живая. Обратите внимание на действующие договоры аренды, банк, в котором обслуживается партнер, поищите в судебной базе данных информацию о судах, в которых он участвует, а по базе судебных приставов – какие против него ведутся исполнительные производства. Посмотрите, что пишут о компании в интернете, какие о ней есть отзывы. Это все – открытые источники, которые помогут вам лучше узнать контрагента. Если среди ваших партнеров есть иностранные фирмы, будьте готовы, что банк попросит у вас информацию о них и их конечных владельцах и будет дополнительно проверять эти компании, а также банки, в которых они обслуживаются.
Если банк все же заподозрил вас в чем-то нехорошем, в первую очередь он заблокирует сделку, которая показалась ему подозрительной. Следующим шагом банк потребует от вас предоставить документы, подтверждающие, что вы ведете реальный бизнес с этим или другим контрагентом. Вам предстоит доказать, что и вы, и ваш контрагент – действительно работающие компании.
Главное – занять конструктивную позицию и быть готовым к откровенному диалогу с банком. Можно пригласить представителей банка к себе в офис, показать торговые или производственные помещения, склады и т. д. Принесите в банк договоры, которые подтвердят ведение хозяйственной деятельности, акты приемки работ и услуг, действующие договоры на аренду помещений, подробное описание деятельности вашей компании, содержащее описание основных контрагентов, ссылки на их сайты, описание структуры собственности вашей компании и информацию о реальных собственниках бизнеса. Если у вас есть счета в других банках, возьмите у этих банков рекомендательные письма. За свою репутацию нужно активно бороться, ведь если банк расторгнет с вами договор, последствия могут быть болезненными для бизнеса.
Автор – председатель правления СДМ-банка