Как малый и средний бизнес пытается выжить в условиях ограничений

Поставки из ЕС остановлены, рубль ослаб, но закаленные кризисами предприниматели строят планы спасения
Варвара Гранкова
Варвара Гранкова

Варвара Веденеева семь лет развивает сервис по печати фотокниг и открыток «Периодика». Бумага и переплеты завозятся из Европы и Китая. Счет на закупку бумаги с пятницы 25 февраля к понедельнику 28 февраля вырос со 150 000 до 270 000 руб., рассказывает она. Ко 2 марта цены на печать выросли на 13%, а к 5 марта – уже на 30%. Типография предлагает фиксировать цены ежедневно. «Периодике» после первого скачка цен на печать пришлось поднять цены на свою продукцию на 13%. Предпринимательница еще не знает, как будет меняться ценовая политика дальше. Перед компанией стоит непростая задача: удержать цены и не уйти в минус.

Малый и средний бизнес сильно зависит от общего состояния экономики и от деятельности крупных компаний, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Предприниматели неизбежно столкнутся с падением спроса, недоступностью финансирования (кредитные ставки стали запретительно высокими), а также с масштабной инфляцией издержек из-за ослабления рубля, считает Бурмистров.

Омбудсмен по защите прав микробизнеса и самозанятых Дмитрий Потапенко говорит, что из-за военной спецоперации произойдет резкое сокращение матрицы потребления, люди будут покупать самые простые товары. А в такой модели потребления малому бизнесу места может не остаться. Его положение усугубляет кризис неплатежей и разрыв товаропроводящих цепочек, западные поставщики перестают сотрудничать с российскими контрагентами, отмечает Потапенко.

В прежних кризисах малый и средний бизнес получал господдержку: субсидии, льготные кредиты и т. п. Сейчас господдержка – неверный термин, считает вице-президент «Опоры России» Николай Дунаев. Страна находится в транспортной и финансовой блокаде, поэтому государство должно разрешить малому и среднему бизнесу любую деятельность, кроме запрещенной, на пять лет, а также использовать дипломатические методы, чтобы прорубить каналы для общения с внешним миром, говорит Дунаев.

«Ведомости» опросили около 20 предпринимателей, чья деятельность так или иначе зависит от зарубежных поставок. Сравнивая текущую ситуацию с кризисом 2014 г., респонденты «Ведомостей» были единодушны: нынешний кризис сильнее, прежние модели поведения и отношений уже не актуальны, нужно искать новые пути выхода и спасать то, что можно спасти.

Скачок цен

Кондитерская Le Cadeau специализируется на низкоуглеводных десертах и выпечке без муки и сахара. В десертах используется миндальная и кокосовая мука, сахарозаменитель растительного происхождения эритритол, перечисляет основательница Нина Емельянова. Эти ингредиенты, по ее словам, «в разы дороже» пшеничной муки и сахара. Их производят в Турции, Китае и Испании. Сегодня цена на 1 кг миндальной муки у поставщика Le Cadeau выросла с 800 до 1100 руб. Кондитерская нашла нового поставщика по 930 руб. и вынуждена была повысить цены на свою продукцию в среднем на 20–25%.

Компания Fancy Armor, занимающаяся пошивом чемоданных чехлов, столкнулась с ростом цен на сырье (ткани, фурнитуру и т. д.) и оборудование, которые привязаны к курсу доллара, рассказывает владелица Елена Ларина. По ее словам, «самые адекватные поставщики» повысили цены на 5–10%, но большинство – на 50–70%. Со складов уже начали исчезать отдельные позиции, потому что те, у кого есть свободные деньги, делают запасы материалов. Производитель чехлов планирует поднять цены на 10–20%.

Косметический бренд Don’t Touch My Skin закупает в Европе для своей продукции всю упаковку, которую делают из переработанного пластика: 90% – в Германии, 10% – в Италии. Одна банка стоит 1,5 евро, минимальный заказ – 15 000. Плюс расходы на транспортировку и растаможку. Раньше одна банка обходилась в 100–110 руб., а сейчас – уже в 200 руб. Часть упаковки компания успела оплатить по старому курсу, другую часть нужно будет оплатить перед отгрузкой – уже по новому, сетует основательница бренда Адэль Мифтахова. Don’t Touch My Skin уже повысил цены на свою продукцию на 10%.

«Люди привыкли в кризис сметать с полок все, что попадется им под руку, а поставщики используют этот ажиотаж в свою пользу», – жалуется основатель сети экспресс-парикмахерских «Чио Чио» Ильназ Набиуллин. Первую парикмахерскую он запустил в 2017 г. Сейчас у него 650 точек: 41 – собственная, остальные – по франшизе. В основном «Чио Чио» работает с российскими производителями расходных материалов (шампуней, бальзамов, красок для волос и т. п.). Но часть поставщиков взяли паузу, часть – уже повысили цены на 50%, говорит Набиуллин: раньше сеть покупала шампунь по 250 руб. за флакон, сейчас – по 375 руб.

Транспортный разрыв

Нарушение транспортного сообщения с Европой страшнее повышения цен на сырье, делится Мифтахова. Косметика – это высокомаржинальный бизнес, и повышение цен на производство относительно легко компенсировать. А смогут ли поставщики отгрузить товар, не понятно, продолжает она. Don’t Touch My Skin готовит косметику на контрактном производстве в «Дока-лаб» в Королеве, которое использует сырье европейских дистрибуторов. Сейчас все поставки остановлены. Фабрика успела сделать стратегический запас сырья, но его хватит на пару месяцев. Российская косметическая марка Mixit, по словам ее генерального директора Анастасии Черданцевой, тоже запаслась сырьем и тарой из Италии, Испании, Германии и Франции.

Бренд женской одежды I am studio (сеть из девяти магазинов) покупает ткани и фурнитуру для производства одежды у производителей из Франции, Италии, Португалии, рассказал сооснователь сети Олег Воронин. К подготовке новой коллекции I am studio заказывает у поставщиков образцы ткани и фурнитуры через американскую экспресс-службу доставки United Parcel Service и DHL. Сейчас доставка образцов через DHL не работает. Грузы проходят через прибалтийскую таможню. Обычно на доставку уходит две недели. Сколько времени займут таможенные процедуры сейчас, не известно. Увеличение сроков доставки образцов и самих материалов влечет за собой срыв сроков производства и выхода новых коллекций.

Супруги Екатерина Холопова и Андрей Филичев запустили сеть кафе Soul in the Bowl в 2017 г. Сеть специализируется на готовке поке – гавайского блюда из кубиков свежей рыбы или морепродуктов с овощами и рисом в соусе, которые выкладывают по отдельности, без перемешивания, в картонную миску. Сейчас в Москве работает их собственная фабрика-кухня и пять точек. В месяц Soul in the Bowl потребляет 4 т лосося и 2 т тунца, рассказала Холопова. Охлажденного лосося для поке раньше предприниматели покупали напрямую у производителей с Фарерских островов. 500 кг лосося стоили 500 000 руб. Рыба иностранного поставщика закончилась в ресторанах еще на прошлой неделе, и новых поставок сейчас нет. Производители опасаются, что товар не сможет пройти таможню и не будет оплачен.

В поиске замены

У «Периодики» вместе с валютным курсом ощутимо выросли расходы на использование облачных сервисов Amazon и Filestack. На них хранятся фотографии, которые пользователи загружают для печати фотокниги. За подписку на два сервиса компания тратит $5000 в месяц. Кроме того, 8 марта Amazon приостановил прием новых клиентов облачных сервисов в России и Белоруссии. Сейчас Веденеева ищет альтернативу американскому облачному сервису, на которой была бы функция обработки изображений.

I am studio ищет альтернативу европейским фабрикам среди производителей из России, СНГ и Турции. Но заменить все не получится – прежде всего, шерстяные ткани и легкие ткани с принтом. «Мы используем разные материалы, часть которых невозможно найти в России, потому что в нашей стране нет таких высокотехнологичных производств, как в Европе», – объясняет Воронин.

Soul in the Bowl начала закупать отечественный лосось по той же цене, что и иностранный (1000 руб. за 1 кг). Садковый морской лосось, который выращивается в Мурманской области, – это равноценная замена фарерскому лососю, говорит вице-президент и исполнительный директор Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Александр Фомин. Но предупреждает о возможном дефиците лосося на рынке: нарастить поставки отечественного сложно, а охлажденную рыбу с Фарер не доставляют. В России в 2021 г. произвели около 50 000 т своего морского лосося и импортировали 14 000 т фарерского, замечает он. Тунца рестораторы закупают в замороженном виде в Китае. У дистрибутора еще есть запасы на складах примерно на месяц, рассказывает Холопова, и отечественной замены нет: тунец – это тепловодная рыба, основная акватория в Индонезии. Поке от Soul in the Bowl стало стоить на 15% дороже.

Елена Шаталова, основатель и креативный директор центра красоты Twigy, уже нашла замену гиалуроновой кислоте, ботоксу и другим французским препаратам. Она не исключает, что в дальнейшем препараты из Европы будут доступны, только завозить их станут через другие страны. Пока же Шаталова подписала соглашение с дистрибутором корейского бренда Eclado Laboratory. Качество препаратов из Южной Кореи уступает французскому, но заметно повысилось, говорит Шаталова. По ее словам, с Eclado Laboratory работать будет выгоднее на 30–40%: цены не привязаны к курсу валюты, после начала спецоперации не повышались, а условия доставки лучше. Центр красоты в ближайшее время планирует повысить цены на свои услуги в среднем на 30%.

Don’t Touch My Skin ищет новых поставщиков в Китае и Турции на случай, если поставки сырья из Европы не возобновятся. Косметическая марка Mixit тоже озаботилась поиском вариантов на замену, говорит Черданцева. Но чтобы понять, какое сырье нужно закупать, рассуждает она, нужно пересмотреть план запуска новых продуктов и ассортимент продуктовой матрицы.

Планы на жизнь

Некоторые предприниматели отмечают низкий потребительский спрос. За прошедшую неделю по почте пришло всего три или четыре запроса на расчет стоимости заказа по сравнению с 10–20 запросами в день в обычное время, рассказывает владелица Fancy Armor Елена Ларина. О снижении спроса говорит и владелец I am studio Олег Воронин: после начала военной спецоперации на Украине трафик в торговых центрах упал на 50–60% и выручка в его точках снизилась пропорционально. Всем ритейлерам важно договориться с торговыми центрами о снижении арендной ставки и пересмотре формы оплаты. Некоторые платят за аренду фиксированную сумму, другие – процент от ежемесячной выручки. Второй вариант будет выигрышнее, считает он.

У Шаталовой в центре красоты Twigy спрос на услуги есть, клиенты от записи не отказываются. Штатом из 20 мастеров центр обслуживает примерно 1000 постоянных клиентов. Люди, возможно, будут экономить на косметологии, рассуждает она, но при этом вырос спрос на массаж – это способ снять стресс и не самая дорогая процедура. А вот сеть экспресс-парикмахерских «Чио Чио» предвидит большие финансовые потери и уже срезала свои расходы на 30%: отказалась от бонусов для сотрудников, снизила зарплаты персоналу на 25%, сократила двух мастеров и заморозила направления, которые требуют инвестиций. Также в апреле компания планирует повысить цены на свои услуги на 20%.

Ларина планирует диверсифицировать бизнес и анализирует, какие новые направления можно развить максимально быстро и максимально дешево. Появилась идея шить мужские трусы. «Я не имею права паниковать: у меня почти 20 сотрудников (в том числе пятеро с Украины), для которых работа на мою компанию – единственный источник дохода. У нас потоковое производство, обязательства перед заказчиками, оборудование, купленное в кредит или взятое в лизинг», – говорит Ларина.

В сезон I am studio выпускает две основные коллекции и одну-две капсульные. Придется перенести производство некоторых летних позиций или отказаться вовсе, размышляет Воронин. Он планирует сосредоточиться на производстве вещей с длительным сроком актуальности. В целом же, говорит Воронин, придется сильно менять финансовую модель, пересмотреть каналы продаж. Например, сократить продажи офлайн и нарастить онлайн-сегмент. Сейчас 30% его выручки приходится на офлайн. I am studio собирается увеличить цены на продукцию в текущем сезоне в среднем на 15–25%.

Повысить цены на 20–30% планирует и сеть магазинов одежды эконом-класса Noun (раньше DorogoBogato), рассказывает ее основатель Семен Пименов. Он закупает 70–80% ткани для производства в Китае, остальное – в Турции. Значительная часть закупок привязана к доллару, объясняет он. В себестоимости одежды 30–50% приходится на ткани и фурнитуру, остальное – работа. Работа, по его мнению, тоже подорожает, потому что придется индексировать зарплаты. Пименов шьет одежду в России и уверен, что ему будет проще работать, чем другим производителям, которые везут готовые изделия из Китая и Европы.

Чтобы сократить издержки, Емельянова из кондитерской Le Cadeau ищет новых поставщиков продуктов, планирует сэкономить на расходных материалах, например упаковке, а также запустить эконом-линейку десертов с минимальным количеством дорогих ингредиентов.

Реклама и продвижение

Для многих предпринимателей Instagram является одним из основных каналов продвижения, но они не сильно обеспокоены блокировкой этой социальной сети. Аккаунт Mixit в Instagram насчитывает 3,3 млн подписчиков. Но в основном эту площадку использовали для коммуникации с клиентами и построения имиджа, а не продаж, рассказывает соосновательница компании Елена Назарова.

У Soul in the Bowl в Instagram около 11 000 подписчиков, основное ядро аудитории – это мужчины и женщины 25–35 лет, говорит основательница Екатерина Холопова. Она тоже запустила бизнес-аккаунты во «В контакте» и Telegram, хотя первый использует более молодая аудитория, а второй подразумевает текстовый формат общения – там не нужны красивые картинки с едой. При этом Холопова уверена, что 90% ее аудитории продолжит заходить в Instagram через VPN.

Воронин из I am studio, Назарова из Mixit и Шаталова из Twigy успели завести Telegram-каналы своих брендов, а основательница бренда Don’t Touch My Skin Адэль Мифтахова уже семь лет ведет бьюти-блог в своем Telegram-канале Don’t Touch My Face, у которого почти 70 000 подписчиков.

Mixit использовала таргетинг в Instagram в комплексе с другими площадками: «Яндекс.Директ», «В контакте», «Яндекс.Карты» и «2ГИС» и др. Эти и другие сервисы продолжают работать, поэтому не стоит паниковать, подтверждает Воронин из I am studio, чей инстаграм-аккаунт насчитывает 528 000 подписчиков.

Для бизнеса более болезненной стала потеря сервисов контекстной рекламы Google.Adwords и прочих сервисов Google, предприниматели переключились на продукты «Яндекса» и VK, отмечает управляющий партнер агентства Depot WPF Алексей Андреев. Он прогнозирует, что из-за сокращения доступных для малого бизнеса каналов стоимость рекламы и продвижения в интернете вырастет минимум вдвое по сравнению с уровнем до 24 февраля. Уже сейчас, по оценкам Андреева, интернет-каналы продвижения, рекламы и продаж подорожали на десятки процентов.