Бывшие топ-менеджеры ФРИИ создали в США венчурный фонд на $100 млн
На эти деньги российские стартапы поедут в Нью-ЙоркРоссийские инвесторы Сергей Негодяев и Александр Кураксин запустили в Нью-Йорке венчурный фонд Prospective Technologies Ventures (PTV), целевой размер которого составил $100 млн. Об этом «Ведомостям» сообщил представитель PTV. Фонд будет вкладываться в российские и восточноевропейские B2B-стартапы ранней стадии, ориентированные на глобальные рынки и на средний и крупный бизнес. Среди вкладчиков фонда – девелоперы и международные инвесторы. Их имена основатели фонда не раскрывают, ссылаясь на NDA.
Фонд поможет стартапам из Восточной Европы освоиться на рынке США: встретиться с первыми американскими клиентами, подписать первые сделки. Основная цель – повысить шансы стартапа на успешные продажи на американском рынке, говорит Негодяев. Потенциальные заказчики и инвесторы портфельных стартапов PTV – американские корпорации с корнями из России. В основном это компании – интеграторы технологических решений, с топ-менеджерами которых основатели фонда уже были знакомы прежде. Их имена инвесторы не раскрывают.
Сергей Негодяев – бывший директор ФРИИ по управлению портфелем. Александр Кураксин прежде возглавлял департамент по работе с клиентами в сфере недвижимости в ВТБ, затем в инвесткомпании Metric Investment Group занимался управлением портфелем девелоперских проектов в США, Европе и на Ближнем Востоке. Инвестиционный директор PTV – бывший портфельный менеджер ФРИИ Никита Юрьев.
Наиболее интересные для фонда области – разработка ПО, IT-инфраструктура, сервисы для цифрового маркетинга, промышленный интернет вещей. Чек PTV будет варьироваться от $100 000 до $3 млн.
Основатели PTV заметили, что в США очень высок спрос на инфраструктурные решения для повышения эффективности разработки ПО. Спрос на программистов огромный, рук не хватает, компании думают, как ускорить решение задач с участием программистов и снизить расходы на них, рассказывает Кураксин. По данным консалтинговой компании Gartner, к 2030 г. в США дефицит программистов составит более 1 млн человек. К 2023 г. 50% предприятий среднего и крупного бизнеса будут внедрять платформы автоматизированной разработки ПО (с минимальной долей ручного программирования, Low-code Development Platforms). В 2021 г. рынок технологий для автоматизированной разработки ПО в США, по данным Gartner, составил $13,8 млрд – в полтора раза больше, чем в 2019 г. Другое перспективное направление в США – роботизация операций, востребованная из-за крайне высокой стоимости человеко-часов, отмечает Негодяев.
Сейчас у PTV две сделанные инвестиции на общую сумму около $2 млн, две сделки на подписании, три – на стадии обсуждения условий, около 30 стартапов на рассмотрении, идут несколько пилотных проектов для американских заказчиков. Пример состоявшейся сделки – сервис для автоматического автономного тестирования ПО на основе искусственного интеллекта TestRigor с российскими фаундерами.
Конкурентный рынок
Поддержка русскоязычных технологических предпринимателей в США своевременна, тем более что международные инвестфонды их сейчас поддерживают мало, особенно если речь идет о стартапах на ранних стадиях развития. По данным CB Insights, венчурные инвестиции в мире в 2021 г. составили $621 млрд. Инвестиции в проекты с российскими корнями вряд ли превосходят $1 млрд даже с учетом крупных раундов inDriver, Miro и TradingView, по оценкам партнера инвестфонда Leta Capital Сергея Топорова.
Бизнес-модель PTV – вложиться на посевной стадии, подрастить и потом продать либо стратегическому корпоративному инвестору, либо другому фонду.
Чтобы реализовать свою инвестиционную стратегию, основателям фонда нужно будет решить несколько сложных задач, предупреждает директор по венчурным инвестициям SDVentures Валентина Закирова. Например, придется бороться за места в раундах перспективных компаний. В США высокая конкуренция между фондами за лучшие сделки. Денег на рынке гораздо больше, чем хороших проектов, утверждает Закирова. В прошлом году американские венчурные компании привлекли рекордные $128,3 млрд, что на 47,5% больше по сравнению с показателем 2020 г., следует из данных PitchBook. Кроме того, нужно найти покупателей на портфельные компании или варианты IPO. Если команда фонда с этим справится, она будет первой, кто докажет рынку жизнеспособность стратегии инвестирования в российские B2B-проекты и вывода их на новые рынки, считает она.
По следам единорога
Исследуя историю текущего единорога, можно понять, какая у него была цепочка инвесторов и кто инвестировал в него на ранних стадиях, говорит Негодяев. После этого можно строить отношения именно с теми фондами, которые помогали небольшой компании стать единорогами и которые обладают нужной экспертизой и контактами, объясняет он, как фонд будет искать покупателей среди других фондов. Со стратегическими инвесторами наоборот – PTV ищет стартапы под конкретных корпоративных партнеров.
От присутствия в США фонд выиграет экономически. Сооснователь платформы для бронирования языковых курсов в зарубежных школах Linguatrip и частный инвестор Марина Могилко указывает, что сделки в одной и той же американской юрисдикции проводить проще и дешевле. Юристы возьмут с иностранного фонда от $50 000 до $250 000, а то и больше. Если фонд с другой юрисдикцией не хочет, чтобы покупка актива обошлась ему в миллионы долларов, нужно пустить корни в Америке, говорит Могилко.
По словам сооснователя клуба бизнес-ангелов United Investors Александра Горного, американский стартап, нацеленный на американский рынок, взаимодействует с сотнями фондов, которые конкурируют за возможность вложить в него деньги. Рынок разогрет, оценка стартапа высокая, потенциальная доходность фонда низкая. Точно такой же стартап с российскими основателями взаимодействует с десятком русскоязычных фондов, конкуренция и оценка низкие, потенциальная доходность фондов высокая. Оценки доходности (IRR и TVPI) русскоязычных и американских фондов, инвестирующих в одинаковые стартапы, могут отличаться в пять раз, считает Горный.
Но и риски русскоязычного фонда с российскими портфельными компаниями выше. Гендиректор AltaClub Иван Золочевский поясняет, что у стартапов с российскими корнями шансы на успех в США не велики. Чаще всего после знакомства с рынком непосредственно на месте стартапам приходится пересматривать подход к упаковке сервиса, продукта, а иногда и полностью его переосмысливать. Поэтому инвесторам часто выгоднее финансировать не российские стартапы, нацеленные на рынок США, а аналогичные американские стартапы, у которых уже есть нужный опыт, связи и понимание рынка, делится Золочевский.
В Нью-Йорк со своим борщом
Негодяев и Кураксин – не первые инвесторы, у которых есть офисы в Нью-Йорке. Еще восемь лет назад в США были зарегистрированы фонд ранних стадий Starta Capital Fund I и Starta Accelerator (сейчас Starta Ventures), рассказывает генеральный директор УК «Астарта капитал» Людмила Голубкова. Но цели были иными. Американский офис должен был служить плацдармом для проверки маркетинговых гипотез для проектов стартапов. Была задача радикально сократить экономические и временные затраты основателей и их первых инвесторов на тестирование возможных сфер применения технологических решений в бизнесе. Именно поэтому был выбран коворкинг не в Кремниевой долине, а в Нью-Йорке – центре глобального бизнеса. Там проводились трехмесячные программы для основателей под лозунгом «В Нью-Йорк со своим борщом!», рассказывает Голубкова. Чтобы не тратить время и деньги на сомнительные эксперименты, основатели получали сведения, необходимые для проверки своих представлений, из первых рук – от русскоязычных эмигрантов и представителей местного бизнеса. Большинство основателей затем возвратились на родину. Самое главное, они сделали для себя выводы: надо им ехать в Америку или попытаться для начала освоить домашний рынок.
Нынешняя же политическая и социально-экономическая ситуация совершенно другая, нежели восемь лет назад, и не самая благоприятная для появления фонда с российскими корнями в Нью-Йорке, полагает Голубкова.
Американский венчурный рынок в целом закрыт и сосредоточен только на собственных стартапах, за исключением Индии и Израиля, делится генеральный партнер фонда Starta VC Алексей Гирин. Другие страны – черный ящик для американских инвесторов. На формирование связей с нью-йоркскими венчурными фондами и корпорациями уйдут годы, прежде чем команде PTV удастся стать «своими на рынке», заключает Гирин.