Как бизнес-ангелы создают бум на рынке венчурных инвестиций
Они объединяются в синдикаты, чтобы соперничать с крупными инвестиционными фондами40-летний Евгений Чеботов, финансист по образованию, 12 лет отработал в банках Архангельской области, а потом восемь лет – финдиректором в частных компаниях в Калининграде. Он долго искал, как выгоднее вложить сбережения. Сначала давал займы друзьям на развитие бизнеса (бизнес прогорел), потом вложился в автосервис (деньги вернул, а прибыли не получил), затем в покупку биткойнов (заработал). А в 2020 г. Чеботов пошел учиться на двухмесячные курсы для инвестиционных посредников, которые вел сооснователь клуба бизнес-ангелов AngelsDeck Алексей Соловьев. Чеботов загорелся идеей стать венчурным инвестором и вступил в клуб. За полтора года он вложил около $200 000 в 10 предложенных клубом IT-стартапов. Первой портфельной компанией стала Educate Online, сервис для обучения российских школьников в зарубежных школах, Чеботов участвовал в двух раундах инвестиций в Educate Online. Он рассчитывает заработать на своем портфеле не менее 50% годовых в долларовом выражении. Чтобы прибыль была максимальной, нужен портфель в 30–50 стартапов при среднем чеке $20 000, подсчитал Чеботов.
Таких историй множество. Венчурные инвестиции в России приобретают серийные, промышленные масштабы, говорится в свежем отчете «Венчурный барометр», составленном инвесткомпанией A.Partners вместе с EY и DS Law. Приток нового капитала на рынок обеспечили бизнес-ангелы с небольшими инвестиционными чеками. В основном это состоятельные люди – бывшие или действующие топ-менеджеры компаний и их родственники, говорится в отчете.
59% бизнес-ангелов, опрошенных «Венчурным барометром», – новички, которые инвестируют в технологические стартапы не дольше двух лет. Средний чек инвестиций у 67% опрошенных бизнес-ангелов составляет $20 000–50 000. Это намного меньше прежнего среднего «ангельского» чека в России (около $300 000).
Еще 3–4 года назад коллективных венчурных инвестиций в нашей стране не было, но в 2020 г. это изменилось – из-за низкой доходности традиционных инвестиционных инструментов, усиливающейся моды на все цифровое и растущей популярности синдицированных сделок, говорит Соловьев.
Но, чтобы стать бизнес-ангелом, $50 000 недостаточно – нужен портфель минимум из пяти стартапов, говорит сооснователь клуба United Investors Александр Горный. По его словам, у разумного бизнес-ангела на венчурные инвестиции должно приходиться примерно 10% капитала, т. е. он должен располагать примерно $1 млн.
Фейс-контроль
83% респондентов «Венчурного инвестора» состоят в различных «ангельских» клубах. Благодаря членству в клубах бизнес-ангелы могут участвовать в сделках, которые иначе им были бы недоступны, – в сделках вместе с крупными фондами, на международных рынках, в покупках быстрорастущих стартапов, за которыми гоняются инвесторы, отмечается в отчете. Самим делать ничего особенно не надо: стартапы отбирают либо руководители клубов, либо организаторы синдикатов и представляют остальным членам клуба. За право участвовать в сделке бизнес-ангелы платят комиссию (setup fee, обычно 5–10% от суммы инвестиций, говорит Чеботов), кроме того, организаторы синдикатов впоследствии получают вознаграждение за успех сделки (carry, 20% прибыли), говорит сооснователь клуба AngelsDeck Cергей Дашков.
Клуб AltaClub при венчурном фонде AltaIR существует более пяти лет. За последний год число участников выросло на 30% и перевалило за тысячу, говорит гендиректор клуба Иван Золочевский. Средний чек – более $50 000. Члены клуба проходят отбор. Первый критерий – достаточность капитала (минимальный портфель на старте для венчурных сделок – $200 000) или наличие профильного образования. Второй – происхождение капитала. Например, это бонусы, полученные топ-менеджером крупной компании. Люди приходят по рекомендации, а потом тянут в клуб своих родственников и друзей, говорит Золочевский. Сделки предварительно отбирает фонд AltaIR. В этом году по проектам в основном переподписка, редкий стартап собирает меньше денег, чем планировалось, говорит Золочевский.
Клуб AngelsDeck образовался в феврале 2020 г., сейчас в нем более 600 участников, за все время было заключено 85 сделок на общую сумму более $35 млн, по данным AngelsDeck. Средний чек участника клуба AngelsDeck – $35 000–40 000. Любой член клуба может выступить организатором синдиката и принести сделку. Клуб вышел пока лишь из одной сделки – продал долю в белорусском стартапе Vochi компании Pinterest. Сумму стороны не раскрывают.
Дашков в этом году принес в AngelsDeck четыре сделки и еще в нескольких сделках выступил как соорганизатор синдиката. По словам Дашкова, около 5% сделок получают много внимания и переподписку. Нужная сумма для сделки может собраться за пару часов. В онлайн-школу цифровых профессий для латиноамериканского рынка EBAC Online $2 млн были собраны за два часа, дело даже не дошло до онлайн-презентации проекта, вспоминает представитель клуба. А всего школа привлекла $11 млн от пула инвесторов во главе с фондом Baring Vostok. По словам Дашкова, около 70% представленных сделок получают инвестиции без ажиотажного спроса. Остальные 25% нужной суммы не собирают.
В клубе United Investors, созданном в марте 2019 г., сейчас около 200 участников. Первый публичный выход – продажа «Многолосося» сети X5, рассказывает сооснователь United Investors Александр Горный. Сумму стороны не раскрывают. Ищет и отбирает стартапы администрация клуба – четыре человека. Они изучают примерно 1500 стартапов за год, из них около 250 представляют клубу, в результате заключается 20–30 сделок. Синдикаты United Investors не формирует – сделку готовят сами участники.
Кроме общих важных для венчурных инвесторов показателей (емкий рынок, быстрый рост, квалифицированная команда и т. п.), у бизнес-ангелов два особых предпочтения, говорит Горный. Проект должен быть понятным, осязаемым, поэтому доставка еды выигрывает у проекта разработки новой системы управления базами данных. Кроме того, стартап должен быть ориентирован на таких же клиентов, как и сам инвестор. То есть премиальный сервис такси типа Wheely с большей вероятностью получит деньги от бизнес-ангелов, нежели сервис такси-дискаунтера, при одинаковых проектных показателях, говорит Горный.
Золотые горы и провалы
Инвесторы хотят заработать больше ощущаемой ими долларовой инфляции (сейчас это 20–30% годовых), говорит Золочевский. Ожидаемая доходность для бизнес-ангелов при грамотном инвестировании составляет 50–60% годовых, говорит он. Насколько осуществимы эти ожидания?
У 60% бизнес-ангелов, участвовавших в опросе, еще не было ни одного выхода, потому что большая часть инвестиций не старше двух лет, отмечается в отчете. Ориентироваться можно на данные о выходах из сделок, раскрытые клубами бизнес-ангелов, и показатели фондов. Например, венчурные капиталисты оперируют показателем total value to paid-in capital (TVPI) – суммарная стоимость на вложенный капитал. TVPI, равный 2, означает, что на каждый вложенный доллар инвестор получит $2. Например, у 53% венчурных фондов, опрошенных авторами отчета, TVPI меньше 2, а доля тех, кто на каждый вложенный доллар заработал больше $5, составляет 10%.
Несколько лет назад Harvard Business School исследовала 2000 стартапов и выяснила, что 75% технологических компаний, в которые вложились венчурные инвесторы, не вернули деньги вкладчикам.
1–2 стартапа из 10–15 в портфеле должны взлететь и окупить убытки, понесенные от вложений в остальные стартапы, говорит Золочевский. Он приводит в пример выходы из сделок, в которых участвовали члены AltaClub. Например, в 2019 г. около 30 бизнес-ангелов вложили $250 000 в американскую компанию Deel (платформу для расчета зарплат), которая в 2021 г. во время раунда D была оценена в $5,5 млрд. Инвесторы заработали на каждый вложенный доллар по $30–130 прибыли, говорит Золочевский.
Модные направления
Управляющий партнер Flint Capital Дмитрий Смирнов говорит, что денег на рынке настолько много, что IT-предпринимателю достаточно выбрать модную рыночную нишу (что-нибудь для удаленной работы или коммуникации, безопасности, здоровья, как телесного, так и ментального, улучшения качества жизни) – и выстроится очередь из инвесторов.
Благо что теперь у венчурных капиталистов стало больше возможностей по перепродаже портфельных компаний, чем прежде. Стартапы активно скупаются экосистемами – «Сбером», Mail.ru, «Яндексом», МТС, ВЭБ, ВТБ и др. Еще год назад по числу покупок стартапов экосистемы уступали и западным стратегическим инвесторам, и фондам, и российским IT-компаниям. Например, в экосистеме «Сбера» около 80 финансовых и нефинансовых компаний, значительная доля которых была куплена в 2020–2021 гг. А после успешных размещений технологических компаний Ozon и CIAN у инвесторов появились надежды на прибыльный выход во время IPO.
За последние 12 месяцев 89% инвесторов сделали инвестиции в новые портфельные компании, а с учетом раундов по уже имевшимся в портфеле компаниям эта доля доходит до 97%. Подавляющее большинство (77%) инвесторов увеличили суммы вложений в последний год. Четверка самых привлекательных направлений – FinTech, SaaS, искусственный интеллект и машинное обучение, а также EdTech. Все так же популярными у инвесторов остаются SaaS-решения и b2b Software, и это подтверждается крупными сделками – инвестициями в Electroneek на $20 млн, JustAI от МТС и Совкомбанка на $9 млн и др. По данным отчета «Стартап барометр 2020», треть технологических компаний в России создают продукты, интегрируя искусственный интеллект и алгоритмы машинного обучения.
Тренд на экспорт FoodTech, а именно модели доставки по требованию от российских основателей, идет на спад. К концу года компании быстрой доставки продуктов из «темных кухонь» успели открыться в Нью-Йорке – FridgeNoMore, Калифорнии – FoodRocket, Лондоне – Jiffy, Берлине – GetFaster, Стокгольме – Vembla и Канаде – Tiggy. Венчурным инвесторам остается следить, удастся ли компаниям расти заявленными темпами.
В 2021 г. из списка самых привлекательных ниш выбыли BioTech и MedTech. Инвесторы не нашли инвестиционно привлекательных проектов в сфере медицинских технологий. Единственная крупная сделка в сегменте в первом полугодии – раунд компании BestDoctor на $26 млн от Uniqua, Winter Capital Partners и VNV Global, отмечают авторы «Венчурного барометра».