Вложения на заданную тему: какие ниши интересны венчурным инвесторам

Набор самых востребованных направлений на ближайшие 3–5 лет обновился
Варвара Гранкова
Варвара Гранкова

В пандемию состоятельных людей, желающих стать венчурными капиталистами, стало намного больше, чем прежде, из-за усиливающейся моды на все цифровое и снижения доходности традиционных инвестиционных инструментов, показало исследование «Венчурный барометр», проведенное инвесткомпанией A.Partners вместе с EY и DS Law. Основатели клубов бизнес-ангелов рассказали о многократном росте числа участников клубов.

Критерии инвесторов меняются, говорит соосновательница венчурного фонда Davidovs VC Марина Давыдова. По ее словам, раньше венчурные капиталисты больше ориентировались на рост выручки или стоимость активов стартапов, а теперь они инвестируют в компании, которые, по их прогнозам, будут ценными не раньше чем через 5–7 лет, потому что верят, что компания дорастет до капитализации $1 млрд с вероятностью более 10%. А больше всего инвесторы в последние годы верили в долгосрочное увеличение стоимости стартапов из таких ниш и отраслей, как биотехнологии, новые материалы, беспилотные технологии, технологии виртуальной и дополненной реальности AR/VR, Web 3.0 и блокчейн, а также робототехника, отмечает Давыдова.

Во что будут верить инвесторы в ближайшие 3–5 лет? «Ведомости» опросили более 10 руководителей крупных венчурных фондов и бизнес-ангелов, в какие именно технологические стартапы они сейчас готовы вложить собственные деньги. 

Программное обеспечение

Облачное программное обеспечение (SaaS) набрало больше всего голосов экспертов. На него всегда будет спрос, считает партнер инвестиционного фонда Leta Capital Сергей Топоров. Сложно представить, что кто-то сегодня по старинке ведет клиентские записи в Excel и не пользуется облачными CRM для автоматизации продаж, говорит он. Топоров оценивает объем рынка корпоративного ПО в мире более чем в $400 млрд, из которых $120-150 млрд приходится на SaaS.

В ближайшие несколько лет будет расти потребность в продуктах и сервисах, которые помогут корпорациям повысить точность извлекаемых данных. Например, раньше сотрудникам приходилось вручную копировать данные с поврежденных и плохо отсканированных документов и переносить их в корпоративную базу. А сейчас есть функции автоматического извлечения данных (data extraction), которые позволяют компаниям с большим документооборотом сэкономить сотни тысяч рабочих часов персонала. 

Продолжится тренд на обновление устаревшего программного обеспечения, который подстегнула пандемия, из-за которой компаниям экстренно пришлось перейти на удаленный режим, считает Топоров. Основатель и управляющий фонда Addventure Максим Медведев соглашается: экономика становится все более цифровой, что повышает спрос на разнообразные приложения под конкретные задачи – для анализа, информационной безопасности, а также для эффективной совместной работы. 

Среди российских примеров – платформа для удаленной командной работы Miro, которую разработали пермяки Андрей Хусид и Олег Шардин. С ее помощью можно проводить виртуальные встречи, устраивать семинары, мозговые штурмы, обмениваться фото, видео и текстовыми документами. И разработчик платформы для проведения онлайн-мероприятий Airmeet (поддерживает ивенты численностью до 100 000 участников), который привлек $35 млн от венчурного фонда АФК «Система». Чуть больше чем за один год выручка сервиса выросла в 24 раза (абсолютные цифры не раскрываются).  

В секторе ПО для бизнеса много пространства для маневра, говорит Топоров. Даже в суперпопулярной доставке еды есть чем заняться технологическим стартапам. У доставки неэффективная экономика – из-за огромного количества ручного труда (сборщики, курьеры, операторы клиентского сервиса и др.) и неоптимального процесса доставки. Компании не научились, например, доставлять заказы быстро и при этом в больших количествах в один и тот же район, предсказывать потребительский спрос и составлять для клиентов персонализированные предложения, которые позволят прогнозировать более точно нагрузку персонала, занимающегося доставкой. Яркий и уже реализованный пример переосмысления устаревшей системы – база данных ClickHouse, разработанная «Яндексом», которая позволяет управлять огромным массивом данных в реальном времени, говорит Топоров. 

Гендиректор AltaClub (клуб бизнес-ангелов при фонде AltaIR) Иван Золочевский уверен, что в секторе ПО для эффективной совместной работы есть еще место для новых компаний с капитализацией в $1 млрд и аудиторией в сотни миллионов пользователей. По его мнению, имеющиеся инструменты для работы, которые используются в офисе и дома, не слишком удобны, являясь, по сути, набором заплаток и временными решениями. 

AltaIR уже вложился в Performetry (платформа анализа продуктивности команд), E-gree (приложение для юридической фиксации устных договоренностей между людьми, которые не имеют юридического образования), Turing (платформа поиска и найма IT-инженеров), а также Together (система управления программами адаптации, развития и наставничества для удаленных сотрудников).

Партнер Baring Vostok Дмитрий Бабурин тоже ставит SaaS на первое место по привлекательности для инвестиций в IT. Претендовать на инвестиции могут стартапы с простыми и быстро развертываемыми продуктами и сервисами, точно отвечающими потребностям клиента. В 2021 г. фонды Baring Vostok инвестировали в EdTech (платформа для запуска онлайн-курсов GetCourse, онлайн-школы Ebac Online и Kodland), SaaS (RPA-платформа Elektroneek, платформа автоматизации маркетинга Mindbox), FoodTech (онлайн-сервисы доставки продуктов Jiffy и FoodRocket), TravelTech (платформа для поиска и бронирования туров онлайн Level.Travel) и FinTech (необанк Tonik).

VR/AR и метавселенные

В 2014 г. основатель Facebook Марк Цукерберг купил стартап Oculus VR за $2 млрд. Сейчас, спустя семь лет, становится понятно, что идея с метавселенными – онлайн-миром, в котором играют, работают и общаются с помощью устройств виртуальной и дополненной реальности, – волновала ум Цукерберга не зря, заключает президент организации инвесторов Investoro Виталий Полехин. Новое название холдинга Цукерберга – Meta – доказывает, что экосистема технологий Facebook вышла за пределы социальной сети, говорит он. Полехин, ссылаясь на многочисленные исследования, полагает, что к 2028 г. рынок VR/AR и метавселенных превысит $800 млрд. 

Генеральный директор фонда Astarta Capital Людмила Голубкова надеется, что в ближайшие два года должен произойти качественный технологический скачок, иначе метавселенные просто не состоятся. Перспективны все направления – от «железа» до контента. Она напоминает, что по-прежнему полностью не решена проблема задержки изображения (latency), высоки требования к каналам связи, мало инноваций в области контента для целей образования, досуга и развлечений (за исключением игр – отдельной, уже устоявшейся области). Особенно высоки перспективы использования этих технологий в туризме (из-за ограничений на трансграничные путешествия), кино и индустрии моды (FashionTech). 

Investoro уже начала активно изучать стартапы в области VR/AR – производителей устройств, платформ и приложений. Метавселенным понадобятся различные очки, шлемы виртуальной реальности и прочие устройства. Но есть специфика – огромные вложения и конкуренция. Без наличия поддерживающей экосистемы устройства просто потребительский товар, говорит Полехин. Facebook в 2020 г. выпустил почти 40% из 5 млн устройств виртуальной реальности в мире. Производителям платформ тоже будет трудно конкурировать с Facebook/Meta, а также с Apple, Snapchat и другими крупными технологическими компаниями. Тем не менее платформа VR/AR Magic Leap получила $2,6 млрд инвестиций, указывает Полехин. Самый доступный сектор – ПО для виртуальной и дополненной реальности. Здесь меньше рисков, меньше нужно стартовых инвестиций. Наибольшая часть продаваемого контента придется на игры, но и на технологии для здравоохранения, недвижимости, образования, производства и ритейла тоже будет спрос, считает Полехин. Расходы пользователей на VR/AR-контент в 2021 г. составили около $4 млрд, согласно Statista.

Топоров выделяет продукты и сервисы VR/AR для корпоративного обучения. Например, сотрудники нефтеперерабатывающего завода смогут отрабатывать в виртуальной реальности аварийные ситуации. В качестве примера он приводит стартап Varwin, который разработал платформу для создания и редактирования виртуального контента, производства виртуальных тренажеров. 

Дорогая гарнитура и недостаточное качество изображения пока тормозят развитие этого сектора, но в ближайшие пять лет очки и шлемы виртуальной реальности станут доступны массовому пользователю, а качество улучшится, считает Топоров. 

Образовательные технологии 

В прошлом году венчурные инвесторы охотно вкладывали деньги в различные образовательные стартапы и этот тренд продолжится, считают собеседники «Ведомостей». По данным Global EdTech Market Report, мировой рынок EdTech составляет $254 млрд. В 2025 г., по прогнозам HolonIQ, он достигнет $7 трлн. Компания Smart Ranking оценила российский рынок EdTech в 2020 г. в примерно 54 млрд руб.

Классическая модель образования устарела, об этом свидетельствуют и трудности с переходом на дистанционное обучение, и катастрофическая нехватка IT-специалистов, включая дизайнеров, менеджеров по продукту, системных аналитиков и т. д., говорит основатель и управляющий фонда Addventure Максим Медведев. Произошел взрывной рост онлайн-образования по всему миру, в том числе и в России. Индикатор тренда – инвестиции VK Group (ранее Mail.ru Group), считает Медведев. Группа приобрела онлайн-сервисы GeekBrains, SkillBox, SkillFactory, школу программирования «Алгоритмика», доли в онлайн-школе «Тетрика» и платформе «Учи.ру».

Потенциал EdTech в России и за рубежом не освоен до конца, убежден сооснователь клуба бизнес-ангелов AngelsDeck Алексей Соловьев. Несмотря на серьезное засилье игроков в России все еще существует возможность для появления еще одной компании уровня SkyEng – с выручкой более $50 млн в год. И большая удача, если инвестору удастся обнаружить ее на ранней стадии. Соловьев прогнозирует продолжение тренда на экспорт российского EdTech на новые рынки. Он приводит в пример онлайн-школу цифровых профессий для латиноамериканского рынка EBAC Online, которая привлекла $11 млн от пула инвесторов во главе с фондом Baring Vostok, а также развитие российского стартапа Coding Invaders в Индии, Индонезии и на Филиппинах.

Образовательные онлайн проекты стали востребованы в пандемию не только среди школьников и студентов, но и среди состоявшихся специалистов, многие из которых решили переобучиться и сменить профессию в кризис, отмечает Топоров. Для венчурных фондов, которые вкладывают деньги на ранних стадиях, это уже перегретая отрасль – компаний много, рынок в достаточной степени сформирован. Теперь среди стартапов идет борьба скорее за клиентов, нежели за технологическое главенство. Инвесторам, вкладывающим деньги в стартапы на ранних стадиях, теперь понадобится гораздо больший капитал, чем несколько лет назад, считает Топоров. Они опоздали – надо было заходить на рынок еще в 2019 г. Для инвесторов поздних стадий, напротив, сейчас благоприятный момент. Топоров прогнозирует новые сделки с уже успевшими вырасти стартапами вроде Novakid (учит детей английскому языку с помощью виртуальной реальности), которые нацелены на агрессивную экспансию российского и международного рынков. Раунд B на $35 млн в 2021 г. лишь промежуточный шаг на пути к еще большей экспансии Novakid. 

Проектами EdTech стали интересоваться хедж-фонды, которым важно держать в портфелях компании, занимающиеся устойчивым развитием и социальными инновациями. А образовательные технологии как раз вписываются в эти категории, говорит Топоров. Приток капитала придаст новый импульс рынку EdTech.

Искусственный интеллект и машинное обучение

AI/ML – очень привлекательный и трудный для инвесторов сектор, говорит сооснователь клуба бизнес-ангелов United Investors Александр Горный. Основная причина трудностей в том, что заказчики покупают не абстрактный математический аппарат – AI, а прикладную услугу на основе AI. И качество этой услуги важнее качества AI, объясняет Горный. 

AI – просто инструмент, который умеет хорошо распознавать и классифицировать информацию, рассуждает сооснователь клуба венчурных инвесторов Angelsdeck Сергей Дашков. В 2022 г. продолжится адаптация AI для разных отраслей, полагает он. По прогнозам Gartner, рынок AI к 2025 г. превысит $190 млрд. 

Бывший руководитель департамента IT правительства Москвы, а ныне бизнес-ангел Артем Ермолаев в качестве примера прикладного AI приводит сервисы для определения персональной формулы косметики по анализу фотоизображений лица и ответов на тестирующие вопросы. Ермолаев вложился в сервисы персонализации косметики Openface.me и Formulate, а также в сервис Dataminr, который анализирует риски с помощью AI в реальном времени и подает оповещения.

Сооснователь SDVentures Дмитрий Волков поставил AI/ML на первое место среди самых привлекательных направлений для венчурных инвестиций. Области применения этих технологий самые широкие – от медицины и диагностики до самоуправляемых автомобилей, объясняет он. Ему интересно создание искусственных агентов. Не только аватаров, но и агентов-помощников по хозяйству, консультантов, специалистов службы поддержки и даже любовников. Доступные сейчас для обучения нейросети GPT-3 дают возможность быстро обучать и настраивать таких агентов. Спрос на них будет расти, так как зарплаты персонала растут и их надо платить регулярно, а создание бота – разовая инвестиция, говорит Волков.

Фонд Taver Capital, по словам управляющего партнера Михаила Тавера, всегда фокусировался именно на технологиях машинного обучения. Он отмечает, что технологии AI/ML стали доступнее и понятнее, что способствует проникновению этих технологий на рынок: продуктов, где эти технологии используются, будет все больше – значит, есть рынок, интересный для инвесторов.

Драйвером роста AI/ML является финансовый сектор, функционирующий вне границ и территорий на огромных скоростях, считает Голубкова. Именно финансовый сектор способствует развитию смежных сфер – AI и информационной безопасности (анализ, предотвращение либо расследование инцидентов). По-прежнему актуальны задачи безошибочной идентификации личности, формирование индивидуального профиля по косвенным признакам (построение сетей контактов по всем доступным источникам в интернете). Поэтому стартапы, решающие эти задачи, интересны для инвесторов, считает Голубкова. 

Коммерция электронная и социальная

Пандемия стала катализатором для развития сервисов для маркетплейсов, отмечает Медведев. В России сложилась уникальная ситуация, когда пять крупных маркетплейсов конкурируют за селлеров – торговых или операционных партнеров, которые помогают успешнее торговать на площадках, говорит Медведев. Пример – созданный cооснователем сервиса доставки еды Foodfox (в 2017 г. его купил «Яндекс») Максимом Фирсовым и бывшим управляющим директором маркетплейса автобусных билетов Busfor Николаем Тузенко стартап Accel Club. Он работает в США. Стартап ищет бренды с высокими продажами на Amazon, покупает их, развивает и выводит на новые рынки – внедряет аналитику, запускает рекламные кампании с инфлюенсерами, оптимизирует логистику. Accel Club привлек $170 млн инвестиций от фондов RedSeed, Flyer One Ventures и North Wall Capital.

По-прежнему нерешенной, но очень острой является проблема организации быстрой и простой виртуальной примерки одежды и обуви, улучшение изображений товара, грамотная упаковка. Это не потакание прихотям потребителей, а насущная необходимость: возвраты неподошедшего или испорченного в пути товара значительно увеличивают нагрузку на логистику. «Проекты, решающие указанные выше задачи, входят в мои приоритеты», – сказала Голубкова.

До России скоро дойдет новый тренд – социальная коммерция (Social Commerce), говорит Алексей Соловьев. Речь идет о прямых продажах товаров в соцсетях, например в Instagram или TikTok. По-настоящему значим этот тренд для китайского рынка: только за один день в октябре 2021 г. два китайских видеоблогера продали товаров на $3 млрд – втрое больше средней дневной выручки всего Amazon. Социальная коммерция в мире будет расти в 3 раза быстрее, чем традиционная электронная коммерция, и к 2025 г. достигнет $1,2 трлн, по прогнозу Accenture. 

Social Commerce – новый маркетинговый канал, реклама в котором еще не вызывает недоверия или отторжения, как в традиционных каналах, говорит Топоров. Сегодня потребители больше доверяют конкретным нишевым блогерам, чем известным брендам. Лидеры мнений формируют потребительские привычки. США и Россия скоро догонят Китай, считает Топоров. 

В этом секторе большим спросом будут пользоваться проекты, которые упростят и автоматизируют взаимодействие рекламодателей с блогерами: поиск инфлюенсеров с целевой аудиторий, оформление договоров, выплаты и т. д. Инвесторам будут интересны стартапы, которые позволят провести массовую рекламную кампанию в один клик. Примеры – платформа Insense, где бренды размещают заказ на создание нативного контента, а блогеры ищут для себя подходящий проект, а также стартап WhoIsBlogger, который производит расчет потенциальной эффективности рекламной кампании с помощью больших данных.

Перспективны также сервисы для совместного шопинга в интернете. Leta Capital следит за израильским проектом, который был запущен 1,5 года назад и показал хорошую пользовательскую вовлеченность, рассказал Топоров. Люди, которые раньше любили вместе делать покупки в торговых центрах, теперь могут сделать то же самое в интернет-магазине. Обсуждать выбор, подсвечивать на фото то, что не нравится в выбранном товаре, делить платежи и скидки. А вскоре будет можно это делать на сайте самого магазина в реальном времени (сейчас это происходит путем обмена ссылками в мессенджерах). 

Технологии для заботы о здоровье

«Хорошо инвестировать в те направления, которые соответствуют изменениям в мире», – говорит Горный. HealthTech выигрывает от долгосрочного тренда на осознанное отношение к здоровью, EdTech – от скорости прогресса и устаревания навыков, AR/VR – от агрессивной поддержки Facebook и других IT-гигантов, сервисы для маркетплейсов – от взлета маркетплейсов. Горный в качестве самых привлекательных направлений для венчурных инвестиций выбрал HealthTech, сервисы для маркетплейсов, EdTech и AR/VR. В исследовании Агентства инноваций Москвы отмечается, что к 2024 г. мировой рынок Digital Health составит $600 млрд.

Фонд AltaIR и клуб бизнес-ангелов AltaClub активно инвестируют в «цифровое здоровье», говорит Золочевский. Им интересны технологии, которые меняют индустрию заботы о здоровье и индустрию здравоохранения как таковую. В медицине, например, есть большая проблема обратной связи: ты проходишь по цепочке от врача к врачу и каждый следующий не знает, какое лечение проводил предыдущий и помогло ли оно. Фонд AltaIR вложился в стартап Sensi.AI – сервис дистанционного мониторинга качества ухода за больными и пожилыми людьми на базе AI. Другой пример – стартап Feel, который изготавливает клинически одобренные пищевые добавки и предлагает продукт по подписке, рассказал Золочевский. 

Медведев говорит, что медицина сегодня сильно отстает по цифровизации от других секторов экономики. У технологий для медицины и заботы о здоровье огромный потенциал, хотя скорость внедрения инноваций сильно сдерживает регулятор (например, в сфере телемедицины). Но это огромный рынок – 1,5 трлн руб., отмечает Медведев.

Робототехника

В пандемию останавливались заводы, рвались цепочки поставок – всего лишь потому, что рутинные операции выполняли люди, говорит Тавер. Многих сбоев можно было бы избежать, если бы на месте людей – операторов оборудования были роботы. По данным Международной федерации робототехники (International 

Federation of Robotics, IFR), объем мирового рынка промышленных роботов в 2018 г. составил 422 000 единиц, или $16,5 млрд в денежном выражении. Более свежих данных нет. В 2022 г. рынок в натуральном выражении будет вдвое больше (884 000 единиц), прогнозирует IFR. 

Одна из портфельных компаний Taver Capital делает роботов – сборщиков урожая. Это прекрасная замена сезонных рабочих, тепличные хозяйства охотно подписывают контракты на сотрудничество: роботы не болеют, всегда в хорошей форме и готовы трудиться круглосуточно, это идеальные работники. 

Современные технологии компьютерного зрения позволяют роботам видеть и понимать, что они делают, а обработка естественного языка (NLP) – слышать и понимать, что им говорят. Людям-операторам проще взаимодействовать с роботами и контролировать их. Это дает толчок к использованию роботов на производстве.

Ермолаев, как говорит он сам, вложил деньги в стартап Airpix, занимающийся промышленными роботами с использованием машинного зрения и AI. Он считает робототехнику одним из самых перспективных направлений для инвестиций.

Развивается применение роботов и в логистике – по складам снуют автоматические паллеты и самоходные тележки, а доставку делают дроны. Дроны-доставщики Zipline полностью изменили доставку крови в Африке, отмечает Тавер.

Из-за дефицита кадров всем отраслям насущно необходимы безлюдные технологии, считает Голубкова. Речь идет о замене людей роботами или автоматизированными комплексами на опасных, вредных или рутинных видах работ по принципу «один завод – один человек», говорит она. Есть чем заняться проектировщикам беспилотников – воздушных, наземных и подводных: в России огромные территории. «В беспилотные авиационные системы или проекты «один завод – один человек» я не только вложу собственные средства и усилия, но и постараюсь привлечь других инвесторов», – делится Голубкова.