Как российские предприниматели готовятся к новой волне коронавируса

С каждой новой волной число желающих получить финансовую поддержку государства все множится
Варвара Гранкова

Ресторанный холдинг «Маяк13» работает в шести регионах, и в одном из них недавно начали вводить антикоронавирусные ограничения. Теперь посетители попадают в винный бар «Дело не в вине» (входит в холдинг) в Ижевске только по QR-коду или свежему ПЦР-тесту, рассказывает Алексей Миронов, сооснователь «Маяк13».

Чтобы предотвратить возможные убытки в других регионах, ресторанный холдинг сейчас перестраивает бизнес-процессы под доставку. Миронов говорит, что, если ограничительные меры усилятся, рестораны начнут нанимать больше персонала на доставку, нежели в ресторанные залы. Возможно, нужно будет снова сокращать часы работы и, соответственно, зарплату персонала, работающего сдельно. Придется также вступать в переговоры с арендодателями о снижении арендной платы, хотя, говорит Миронов, вторая волна пандемии показала: если рестораны полностью не закрываются, как в первую волну пандемии, арендодатели очень неохотно идут на уступки.

Более трети малых и средних предприятий (66%) уже начали готовиться к возможной четвертой волне COVID-19 и только 34% продолжают работать без изменений, показал недавний опрос 2014 малых и средних компаний, проведенный облачным сервисом «Мойсклад». С момента первой волны число планирующих сидеть сложа руки заметно уменьшилось. В 2020 г., как показало предыдущее аналогичное исследование, беспечных и не готовых к изменениям было 47%. Опыт, полученный во время прошлых ограничений, побудил к перестройке на 13 п. п. больше компаний, чем в 2020 г. 26,4% уже сейчас сократили персонал, а 18,4% взяли кредиты.

Судя по ответам респондентов, доля тех, кто надеется на господдержку, с первой волны пандемии выросла более чем вдвое до 92,6%. И чуть ли не каждый десятый предприниматель ждет, чтобы государство занялось регулированием арендных ставок, так как со второй волны коронавируса арендодатели перестали идти на значимые уступки предпринимателям.

Перетерпеть

Более года ограничений уже сформировали алгоритм действий у многих компаний, полагает Алексей Шаров, руководитель общественной приемной при уполномоченном по защите прав предпринимателей в г. Москве.

Прошлый опыт показал, что посещаемость кафе и ресторанов обычно начинает падать за несколько дней до введения новых ограничений: люди слышат информацию об увеличении заболеваемости и начинают бояться ходить в кафе, рассказывает Ксения Бирюкова, владелица небольшого кафе на Покровке Sisters Cafe.

Если поток посетителей начнет падать, первым делом придется сокращать рабочие часы официантов и прочего персонала, и зарплата упадет не только у тех, кто работает сдельно, но даже у управляющего кафе, так как его заработок зависит от посещаемости. А прошлый опыт показал, что модель доставки из ресторана обычных блюд, которые есть в меню, работает плохо. И с ноября Sisters Cafe запускает доставку рационов питания и сейчас закупает оборудование, позволяющее запаивать контейнеры с едой так, чтобы пища не портилась. Бирюкова надеется, что новый сервис поможет пережить возможные ограничения.

Екатерина Холопова, совладелица ресторанов Soul in the Bowl, планирует начать переговоры с арендодателями, если поток посетителей снизится на 30%, как это было летом после введения QR-кодов.

В ресторанном секторе невозможно должным образом подготовиться к ограничениям, констатирует Сергей Миронов, столичный омбудсмен в сфере ресторанного бизнеса и основатель сети «Мясо & рыба». По его словам, 90% ресторанной доставки приходится на пиццу, суши и бургеры. И во многих ресторанах доставка составляет лишь 7% доходов. Большинство предприятий общепита до сих пор покрывают долги, появившиеся в прошлые волны коронавируса, говорит Миронов.

56%

предпринимателей считают, что для стабильной работы в пандемию им нужно внедрить новые технологии: обеспечить персонал оборудованием, сервисами коммуникации и совместной работы в онлайне и в гибридном формате, показал новый опрос «Лаборатории Касперского»

Некоторые владельцы кафе полагают, что они уже сократили и оптимизировали все, что возможно, и менять больше нечего. Филипп Лейтес, гендиректор и владелец сети «Правда кофе», рассказывает, что его компания еще в прошлом году переехала в офис поменьше, чтобы сократить расходы на аренду. А летом, когда были введены QR-коды, многие кофейни «Правда кофе» закрывали залы, так как те были слишком маленькими для рассадки посетителей по антикоронавирусным правилам, и торговали со стойки у входа навынос. Но большая часть кофеен не работала на доставку, так как клиенты редко заказывают кофе навынос, говорит Лейтес. Он не знает, какие еще меры можно принять, и предполагает, что возможные ограничения сеть перенесет болезненно, так как ресурсы компании иссякли. За этот год выручка сети «Правда кофе» восстановилась на 80% по сравнению с 2020 г., но подорожание молока и кофе нивелировало этот рост, отмечает Лейтес.

Открыть пункт вакцинации

Фитнес-клубы еще весной и летом начали открывать у себя пункты вакцинации сотрудников и посетителей, рассказывает Ольга Киселева, президент ассоциации операторов фитнес-индустрии. Сейчас, утверждает она, это главная антикоронавирусная мера, которую принимают компании фитнес-индустрии. Посетители могут прийти потренироваться и заодно привиться, таким образом фитнес-клуб привлекает клиентов и доказывает им, что его посещают привитые и здоровые люди. Используемые в прошлые волны пандемии меры, например отказ от кулеров в помещении и продажа только бутилированной воды, отказ от выдачи полотенец клиентам или онлайн-тренировки, сохраняются, но посещаемости не улучшают, говорит Киселева.

Туристические компании тоже продолжают пользоваться прежними рецептами. Например, компания делового туризма «Демлинк» год назад начала проводить мероприятия для клиентов онлайн – организовывать виртуальные встречи, которые заменили реальные поездки и командировки, вспоминает Олег Бегляров, соучредитель компании. Однако они не смогли полностью заменить компаниям очных встреч в командировках и с начала 2021 г. число деловых поездок по России вновь выросло до уровня 2019 г., говорит Бегляров. В онлайне остались многие мероприятия с зарубежными партнерами, так как количество зарубежных деловых поездок до сих пор остается на уровне 10% от числа таких поездок в 2019 г. В случае новой волны пандемии придется вернуться к виртуальным командировкам, говорит Бегляров.

Надежда на маркетплейсы

Швейное производство и сеть магазинов одежды на юге России DorogoBogato в прошлые волны пандемии применяли все предусмотренные властями санитарные нормы (маски, измерение температуры, дезинфекция и т. д.), говорит владелец компании Семен Пименов. Эти нормы будут применяться и в случае новой волны COVID-19. Еще в прошлом году на производстве были сокращены площади и оптимизированы процессы, уверяет Пименов, и это поможет пережить новый кризис.

Но если в розничных магазинах компании (их 10 в девяти городах) упадет объем продаж, придется снижать и объемы производства, говорит он. Чтобы этого не допустить, Пименов будет развивать интернет-магазин и начнет работать с маркетплейсами.

Отношение к каналам продаж в пандемию кардинально изменилось. До самоизоляции весной 2020 г. самым популярным каналом продаж были розничные магазины (62%), далее интернет-магазины (43%), социальные сети (38%), оптовые продажи (32%) и лишь только после этого маркетплейсы (11%). К концу первого полугодия 2021 г. 53,4% предпринимателей наибольшую прибыль получали от сотрудничества с маркетплейсами, а самым невыгодным каналом стали оптовые (8,8%) и офлайновые розничные продажи (4,6%).

На маркетплейсах выгоднее продавать, чем в собственных интернет-магазинах, так как там огромная аудитория, широкая сеть доставки, а предпринимателю не надо вкладывать деньги в продвижение, убеждена Наталья Мальцева, владелица магазина товаров для рукоделия «Небабушка». Мальцева тоже собирается выходить на маркетплейсы, чтобы привлечь новых покупателей и не потерять выручку, если власти вновь введут ограничения.

В преддверии возможной четвертой волны пандемии 32,4% респондентов заявили, что начали продавать свои товары через маркетплейсы, интернет-магазины или социальные сети. Еще 13,8% расширили ассортимент товаров или полностью его обновили.

Помощь государства

Финансовых резервов у малого бизнеса уже не осталось, говорит Шаров. Поэтому подавляющее большинство руководителей компаний (92,6%), по данным сервиса «Мойсклад», рассчитывают воспользоваться поддержкой государства. В первом полугодии 2021 г. господдержкой воспользовались 34,6% бизнесменов. Самыми действенными из предыдущих мер господдержки все опрошенные «Ведомостями» предприниматели считают субсидии и льготные кредиты на зарплаты персоналу.

В начале сентября Минэкономразвития сообщало «Ведомостям», что в пандемию около 90,3 млрд руб. было выплачено предпринимателям как субсидии на зарплаты. Отсрочка по налогам и страховым взносам была предоставлена почти на 128 млрд руб. Еще 298,4 млрд руб. предприниматели сэкономили на пониженных с 30 до 15% ставках страховых взносов.

Шаров считает самыми важными и актуальными мерами поддержки мораторий на увеличение налогов и контроль за ростом тарифов на энергоресурсы и цен на топливо. По данным опроса сервиса «Мойсклад», в четвертую волну COVID-19 четверть (25,9%) предпринимателей хочет, чтобы система налогообложения более гибко учитывала падающие доходы предприятий. 19,8% респондентов надеются на отмену страховых взносов. 12,6% ждут сокращения проверок контролирующих органов. 11,7% хотят получить субсидии на зарплаты и развитие бизнеса, 9,4% – льготные кредиты. А 7,4% респондентов сервиса «Мойсклад» надеются, что государство займется регулированием арендных ставок. 5,8% опрошенных ждут заморозки тарифов ЖКХ.