В режиме самоизоляции руководители стали чаще ссориться с подчиненными

Что спровоцировало эти конфликты
Варвара Гранкова для Ведомостей
Варвара Гранкова для Ведомостей

Почти половина сотрудников (43%) в последние месяцы вступали в частые конфликты с начальством и коллегами, 19% руководителей тоже стали чаще ругаться с подчиненными, показал опрос 1743 владельцев, руководителей и специалистов российских компаний, проведенный в июне компанией – разработчиком ПО для совместной работы и CRM-систем «Мегаплан». Большинство сотрудников (56,4%) говорили, что периодически сталкивались с грубым обращением на работе и до пандемии: 41,2% жаловались на хамство руководителей, 15,2% – на грубое отношение со стороны коллег. Однако пандемия и режим самоизоляции еще больше обострили эти конфликты.

По наблюдениям гендиректора «Мегаплана» Сергея Козлова, во время режима самоизоляции конфликт сотрудников с руководством чаще всего вспыхивал из-за того, что сотрудники стали хуже работать или срывают сроки сдачи работы. Руководители раздражались на сотрудников по этим двум поводам и раньше, но в режиме удаленной работы такие конфликты участились из-за непрозрачности бизнес-процессов, отсутствия обратной связи со стороны руководства и неправильной постановки задач.

Татьяна Григоренко, директор по персоналу группы медицинских компаний «Инновация», не может припомнить острых конфликтов между руководством и сотрудниками компании, но говорит, что без взаимных обид в эти месяцы не обошлось. Еще в апреле у многих сотрудников стал растягиваться рабочий день – в удаленном режиме пришлось работать каждый день допоздна, и руководство привыкло, что сотрудникам можно писать и звонить в любое время, в том числе в выходные дни. В мае сотрудники начали жаловаться, что не могут работать круглосуточно и хотели бы отдыхать в выходные и праздники. А руководители считали, что если они сами много работают, то и подчиненные не должны отлынивать от работы.

Мария Макарушкина, партнер компании «Экопси консалтинг», вспоминает клиента – руководителя IT-компании, который во время режима самоизоляции неоднократно ссорился с подчиненными из-за того, что те нарушали принятые в компании правила работы над проектами и либо сдавали клиентам проекты в недоработанном виде, либо проявляли слишком много инициативы в работе с проектами, мало советовались с начальством и выдавали не тот результат, который от них ожидали. Этот же руководитель был недоволен тем, что подчиненные не сразу отвечают на его звонки и письма в мессенджере и что он иногда часами не получает от них обратной связи.

В большинстве компаний все бизнес-процессы были настроены для работы в офисе, а не в удаленном режиме, говорит Алексей Андреев, управляющий партнер брендингового агентства Depot. По его наблюдениям, хуже всего удалось выстроить работу в онлайновом режиме тем компаниям, которые и до пандемии работали не лучшим образом. А компании, где бизнес-процессы были налажены хорошо, перешли в онлайн без особых потерь и быстро выработали новые правила для сотрудников. Depot, например, оборудовала сотрудникам дома рабочие места, установила на их компьютеры систему учета рабочего времени, постановки задач и контроля за результатами работы. Это сделало рабочие процессы более прозрачными. Кроме того, в компании было введено новое правило, согласно которому сотрудники во время онлайн-конференции не должны были выключать монитор и все участники конференции видели друг друга. По словам Андреева, такие меры сотрудников дисциплинировали и показывали им, что дома во время рабочего дня расслабляться не нужно и рабочий день на удаленке мало чем отличается от рабочего дня в офисе.

Григоренко тоже заметила, что на удаленке лучше работали те отделы, в которых изначально была хорошо слаженная команда. Например, отдел продаж, где работает дружная команда, трудился хорошо, несмотря на то что в кризис продажи медицинской техники сильно упали. А отдел маркетинга, откуда незадолго до карантина уволился руководитель, работал намного хуже.

Большинство специалистов (58%), по данным опроса, старались решать возникающие конфликты мирным путем. А среди руководителей и владельцев бизнеса от крика не могли удержаться 45% респондентов, хотя только 2% считают, что подчиненные по-другому не понимают.

В последние три месяца руководители и сотрудники многих компаний работали в условиях большого нервного напряжения, говорит Макарушкина. Но, по ее наблюдениям, подчиненные легче прощают грубости и крик эмоциональным руководителям, которые повышают голос, когда не могут сдержать эмоции, но потом быстро успокаиваются и ведут с сотрудниками конструктивный диалог.

По данным исследования, многие сотрудники (48%) готовы примириться с руководителем, если он извинится за свое поведение в присутствии коллектива. 45% могут терпеть грубое отношение со стороны руководства, если им повысят в 2 раза зарплату, а 24% готовы закрыть глаза на крики руководителя, если им будут доплачивать «за вредность».

Пока непонятно, как будут складываться отношения руководства и сотрудников во многих компаниях в ближайшие месяцы, когда все выйдут на работу в офисы, размышляет Григоренко. Группа компаний «Инновация» вернула всех сотрудников на рабочие места неделю назад. И первые дни в офисе показали, что сотрудники отвыкли работать в условиях постоянного контроля. По словам Григоренко, многие опаздывали к началу рабочего дня, к пятнице все ужасно устали и были немного раздражены.