Как работодатели помогают сотрудникам побороть стресс
И насколько эффективна эта помощьОколо 30% работников, трудясь из дома, испытывают тревогу, а еще 10% – сильный стресс, показал опрос работников и руководителей, проведенный в середине апреля компанией Hays. Многие компании уже объявили, что оказывают психологическую поддержку сотрудникам. Но какая именно помощь нужна сотрудникам?
Уволят или нет
Часть тревожных настроений сотрудников связана с пандемией и самоизоляцией. По данным Hays, 44% из 458 опрошенных специалистов и руководителей разного уровня заявили, что им тяжело все время сидеть дома, столько же респондентов нервничают из-за новостей о росте заболеваемости коронавирусной инфекцией в России и мире, 39% беспокоит отсутствие физической активности, каждый третий испытывает страх за здоровье свое и близких.
Люди тревожатся и из-за того, что у них плохо получается трудиться удаленно. 24% не могут как следует сосредоточиться на работе, 22% жалуются, что объемы работы выросли и они перестали с ней справляться. Почти столько же опрошенных говорят, что трудно работать дома с детьми и что продуктивность команды на удаленном режиме упала.
Но основная причина нервозности в другом – люди боятся за свои зарплаты (31%) и рабочие места (22% респондентов). Они боятся, что сократят коллег (21%), а также что компания не выстоит в кризис (19%).
Для этого есть веские основания. Уже к середине апреля каждая пятая компания снизила численность персонала, еще 12% сделают это в ближайшие полгода совершенно точно, а 25% – скорее всего, показал опрос российских работодателей, проведенный HeadHunter. 23% уже урезали зарплаты сотрудников, еще 9% собираются сделать это точно, а 18% – скорее всего.
Страх возможного сокращения – один из самых демотивирующих факторов, считает психолог Мария Макарушкина, партнер компании «Экопси консалтинг». Сначала сотрудники стараются проявить себя и работают эффективнее. А затем они понимают, что решения зависят не от способностей отдельных работников, а от финансового положения работодателя, их стажа внутри компании и иных факторов, на которые работники не всегда могут повлиять, поэтому их мотивация падает, рассказывает Макарушкина.
Сотрудники пытаются побороть тревогу и продуктивно работать. Большинству помогает правильная организация труда – режим дня (52%), списки задач (46%), – подкрепленная кофе (33%). Некоторые продолжают одеваться в офисную одежду и наносить макияж, работая дома. На втором месте – здоровый образ жизни: занятия спортом (34%) и многочасовой сон (31%).
Но как им помогают работодатели?
Зарядка онлайн
Четверть компаний ничего не предпринимает, чтобы помочь сотрудникам справиться со стрессом, по данным опроса Hays. Остальные же регулярно информируют сотрудников о ситуации в компании, чтобы снять тревожность (51%), организуют неформальные мероприятия (18%), проводят флешмобы в соцсетях (14%), совместные просмотры концертов и тренировки онлайн (9%).
Из дома работают примерно 30% сотрудников «Мон’дэлис Русь», говорит Надежда Фокина, директор по работе с персоналом Mondelēz International в Восточной Европе. Программа помощи сотрудникам называется #StrongerTogether («Сильнее вместе»). По понедельникам к сотрудникам обращается генеральный директор, по вторникам им напоминают о программах страхования и телемедицины (например, организуется интервью с врачом-инфекционистом), по средам руководители проводят онлайн-совещания со своими отделами, по четвергам сотрудники смотрят развивающие тренинги, а в пятницу получают подборку ссылок и советов по теме недели. За прошедший месяц компания провела 13 обучающих сессий, в которых приняли участие более 1600 сотрудников, рассказала Фокина. И раз в месяц телеконференцию с сотрудниками из 14 стран проводит вице-президент компании по Восточной Европе. Ежедневный план коммуникаций и мероприятий позволяет сотрудникам постоянно оставаться на связи, чувствовать заботу компании и оставаться в хорошем настроении, говорит Фокина.
По словам руководителя департамента ОМК по управлению персоналом Светланы Николашиной, сейчас в компании дистанционно работают более 4000 из 35 000 сотрудников ОМК (85% из тех, кто может работать удаленно). Корпоративный университет ОМК несколько раз в неделю проводит онлайновые тренировки по йоге и тренинги на такие темы, как борьба со стрессом, самоорганизация и принципы финансового поведения в кризис. Всего прошло около 20 образовательных вебинаров, говорит Николашина.
Дистанционно работают 90% служащих головного офиса «Почта банка» и более 60% сотрудников региональных подразделений, говорит вице-президент банка Юлия Бородай. Каждый сотрудник может поучаствовать в тематических вебинарах по вопросам лидерства и эмоциональной устойчивости, пройти курс спортивных занятий лично и с членами семьи, например специальные спортивные занятия для детей. В библиотеке на корпоративном портале можно получить ссылки на мероприятия и литературу, рассказала Бородай.
В компании «Вымпелком», говорит исполнительный вице-президент по работе с персоналом и организационному развитию Ольга Филатова, для снятия беспокойства сотрудников используются ресурсы корпоративного университета: лекции, вебинары, бесплатный доступ к популярным библиотекам электронных книг.
Психолог поможет
«Почта банк» вместе с ВШЭ запустил для сотрудников психологическую поддержку: каждый может бесплатно пройти три сессии в дистанционном формате по Skype или WhatsApp. Обращений, как правило, поступает не более 3–4 в день, говорит Бородай. По ее словам, сотрудников беспокоят неуверенность в завтрашнем дне, эмоциональное выгорание, конфликты в команде из-за изменившихся обязанностей, тревога за здоровье и благополучие свое и членов семьи, потеря свободы перемещения и сократившееся общение с друзьями, отсутствие неформального контакта, сместившийся в сторону бизнеса баланс работы и отдыха, отсутствие двигательной активности и, как результат, психосоматические проблемы.
Около 60% из 4000 штатных сотрудников Unilever сейчас работают удаленно, говорит ее представитель. В компании несколько лет действует программа поддержки сотрудников Employee Assistance Programme (EAP), через которую можно получить бесплатную конфиденциальную психологическую консультацию, если сотрудник или его семья испытывает стресс, беспокойство или панику из-за сложившейся обстановки. Чтобы снять чувство тревоги, компания организовала открытую онлайн-сессию вопросов и ответов о COVID-19 для всех работников с врачом-терапевтом, говорит представитель Unilever.
Все работники «Фосагро», не задействованные на производствах непрерывного цикла (более 3500 человек), переведены на удаленную работу, говорит представитель «Фосагро». Во всех регионах присутствия компания организовала колл-центры, через которые отслеживает и социально-психологический климат в коллективе. К работе оперативного штаба «Фосагро» по противодействию коронавирусной инфекции помимо вирусологов и инфекционистов привлечены психологи, отмечает представитель компании.
По данным опроса Hays, каждый восьмой работодатель предоставляет сотрудникам программы психологической поддержки онлайн, в том числе консультации психолога или отдельную горячую линию психологической поддержки.
Правда, лишь 5% сотрудников прибегают к консультациям психолога, по данным того же опроса. Гораздо популярнее такое средство борьбы со стрессом, как неформальное общение с коллегами. Об этом сообщили 26% респондентов Hays. Помогает отвлечься от невеселых мыслей и хобби (16% респондентов).
Честное слово начальника
Сотрудники ОМК во время опроса предложили организовать прямые линии с председателем правления ОМК, чтобы напрямую задавать вопросы о производственном и финансовом положении компании. Теперь такие линии проводят каждые две недели примерно для 120 линейных руководителей предприятий и управляющей компании ОМК. Обсуждаются состояние рынков, производства, отрасли в целом и вопросы прямо из чата, говорит Николашина. Сама Николашина выступила на внутреннем портале с рассказом о полезных онлайн-площадках для подростков, а один из финансовых руководителей ОМК – о планировании рабочего времени. Для руководителей ОМК проводит вебинары по инструментам контроля, координации, управления загрузкой, по поддержанию рабочего настроя в коллективах, рассказывает Николашина.
На корпоративном портале «Вымпелкома» Space публикуются новости компании и анонсы еженедельных встреч с топ-менеджментом. Регулярные встречи с топ-менеджментом сейчас являются очень важным каналом коммуникаций, поскольку общение с лидерами сотрудники расценивают как гарантию стабильности в текущих условиях, говорит Филатова.
Климат в коллективе во многом зависит от руководителей, отмечает Алекс Шейнгардт, гендиректор Hays в России. Они должны поддержать команду в непростой ситуации: взять курс на регулярную коммуникацию, честно и открыто делиться изменениям в компании. Держать подчиненных в неведении – значит, поощрять распространение слухов и рост недоверия к управляющему составу, говорит Штейнгардт.
Но честно и открыто общаться с сотрудниками руководителям непривычно: про обратную связь от руководителей как средство борьбы со стрессом упомянули лишь 14% сотрудников, опрошенных Hays.
Недостаточно честно рассказать сотрудникам о проблемах, с которыми сталкивается компания, нужно представить сценарий позитивного будущего компании, не обманывая сотрудников и рассказывая, с какими оговорками оно возможно, говорит Макарушкина. Позитивные картины дадут надежду людям и придадут им сил, чтобы продолжить работу, отмечает Макарушкина.
На руководителях лежит большая ответственность, особенно на владельцах собственного бизнеса, поэтому они тоже испытывают стресс. Ничего страшного, если в тяжелые времена опытный руководитель поделится своими переживаниями, главное, чтобы он дал понять сотрудникам, что видит пути для дальнейшего развития, уверена Макарушкина.
Руководители все время должны находиться на связи: сотрудникам важно чувствовать рядом плечо, на которое можно опереться. Однако контроль сотрудников руководством не должен быть чрезмерным, считает Макарушкина. По ее мнению, обязательные совещания не стоит проводить чаще раза в неделю.