Как топ-менеджеры урезают свои зарплаты, чтобы помочь сотрудникам
Кто из работодателей и почему проявляет щедрость к работникамПандемия и кризис заставляют компании снижать затраты на персонал. Однако некоторые работодатели, напротив, оказывают сотрудникам материальную помощь. «Ведомости» выясняли, кто и почему проявляет такую щедрость.
К середине апреля каждая пятая компания снизила численность персонала, еще 12% сделают это в ближайшие полгода совершенно точно, а 25% – скорее всего, показал опрос 384 российских работодателей, проведенный HeadHunter. 23% уже урезали зарплаты сотрудников, еще 9% собираются сделать это точно, а 18% – скорее всего.
Такое поведение работодателей, пусть вынужденное, плохо влияет на настроение сотрудников. По данным опроса более 3000 сотрудников, проведенного в начале апреля компанией Kelly Services, 23% уже столкнулись с плохим отношением работодателя и их лояльность сильно упала. 16% респондентов сообщили, что намерены после кризиса сменить профессию и отрасль, еще 19% – уйти от нынешнего работодателя, который повел себя не лучшим образом, но остаться в отрасли.
Из-за увольнений и снижения зарплат среди сотрудников растет паника и, чтобы снизить стресс и сохранить лояльность персонала, дальновидные компании оказывают сотрудникам разную поддержку, и психологическую, и материальную, говорит эксперт по управлению персоналом Strategic Business Partners Елена Каминская. Какие же виды материальной помощи компании предлагают сотрудникам?
Гендиректор без оклада
Раньше всех от своих вознаграждений в пользу компании или сотрудников стали отказываться топ-менеджеры крупных зарубежных концернов. Гендиректор студии Walt Disney Боб Чапек отказался в пользу компании от половины жалованья, которое в 2020 г. должно составить $2,5 млн, его предшественник Боб Айгер, которому до конца года причитались выплаты в $3 млн, тоже отказался от денег. Однако оба топ-менеджера оставили за собой право на бонусы, которые намного выше окладов (по данным FT, бонусы Айгера в 2019 г. составили $47 млн). Walt Disney несет убытки из-за закрытия отелей и парков развлечений по всему миру.
В апреле президент McDonald’s Крис Кемпчински снизил свою зарплату вдвое, передав деньги компании. Еще четыре топ-менеджера глобального офиса McDonald’s отказались от четверти зарплаты.
Многие российские топ-менеджеры тоже последовали этому примеру, отказавшись от собственных премий и окладов ради сохранения зарплат сотрудников, говорит Марина Тарнопольская, управляющий партнер хедхантинговой компании Kontakt Intersearch. В основном это компании из наиболее пострадавших отраслей – из ресторанного, гостиничного бизнеса и индустрии фитнеса. Тарнопольская рассказала, что почти полностью отказалась от своего оклада в этом месяце, написав заявление и заключив дополнительное соглашение к трудовому договору. Другие топ-менеджеры Kontakt уменьшили свои оклады на 25%. Руководство уже приготовилось к тому, что останется в этом году и без премий, поскольку выполнить целевые KPI уже не удастся.
В компании «Грузовичкоф», занимающейся грузоперевозками, 12 руководителей, включая гендиректора, отказались от зарплаты в апреле, чтобы выплатить зарплаты сотрудникам отдела по работе с клиентами, рассказывает директор по маркетингу «Грузовичкоф» Георгий Дадашев. В компании работает 1500 человек в России и СНГ, уточняет он. Выручка компании, по его словам, сейчас упала из-за сокращения количества заказов и сохранять зарплаты трудно. Поэтому «Грузовичкоф» принял решение отправить на выплату зарплат также все деньги, вырученные по новым контрактам с ритейлом, а также новым договорам на доставку.
От окладов отказываются в основном топ-менеджеры частных компаний, говорит Александр Шевчук, исполнительный директор Ассоциации профессиональных инвесторов. По его словам, в частных компаниях топ-менеджмент хорошо понимает, что, если ситуация не выправится, через некоторое время придется сокращать зарплаты сотрудников. И лучше показать, что все в компании гребут в одной лодке: сегодня топ-менеджмент урезал свое жалованье на 30%, а завтра рядовым сотрудникам придется смириться с сокращением окладов на 10%. Шевчук считает, что в госкомпаниях топ-менеджмент всегда может обратиться за помощью к государству, поэтому не видит насущной необходимости в самоограничениях.
Тем не менее примеры самоограничения топ-менеджеров госкомпаний есть. С 13 апреля все высшее руководство госкомпании «Алроса» перешло на четырехдневную рабочую неделю с соответствующим сокращением заработной платы, согласно официальному сообщению компании. Эти меры затронули почти весь аппарат управления штаб-квартиры в городе Мирном и в Москве. С той же недели на режим неполного рабочего времени переведены и аппараты управления всех структурных подразделений. Пока четырехдневная рабочая неделя введена до конца апреля, но может быть продлена в зависимости от развития событий.
Сегодня производство и торговля в мировой алмазно-бриллиантовой отрасли практически остановились и сложно прогнозировать сроки восстановления, сказал гендиректор «Алросы» Сергей Иванов. По его словам, компания ищет возможности сокращения расходов без ущерба для основного производства и рабочего коллектива.
Пособия для всех
Другие компании делают единовременные выплаты сотрудникам. Например, по распоряжению владельца «Северстали» Алексея Мордашова компания выплатила в апреле сотрудникам единовременное пособие в 10 000 руб. в качестве меры поддержки во время эпидемии, говорится в недавнем сообщении компании. По словам Мордашова, руководство «Северстали» осознает возникающие у сотрудников в новых обстоятельствах проблемы с питанием, транспортом, приобретением лекарств и средств дезинфекции. Общая сумма выплат составила 500 млн руб.
Оперативный штаб «Металлоинвеста» по борьбе с угрозой распространения коронавирусной инфекции тоже принял решение о единовременной материальной помощи в 10 000 руб. каждому сотруднику. Гендиректор управляющей компании «Металлоинвест» Андрей Варичев отметил, что компания хочет помочь сотрудникам обеспечить семьи необходимыми средствами индивидуальной защиты и профилактики заболеваний. Чтобы компенсировать эти непредвиденные расходы, «Металлоинвест» и принял решение о дополнительных выплатах. Всего, по сообщению компании, «Металлоинвест» направил на эти цели около 600 млн руб. Деньги сотрудники получили в середине апреля.
Как ранее рассказывал «Ведомостям» руководитель отдела аналитических исследований Альфа-банка Борис Красноженов, у ведущих российских производителей стали фактически нет долговой нагрузки, а вертикальная интеграция в сырье обеспечивает сильное конкурентное преимущество. Дополнительную поддержку им оказало ослабление рубля: себестоимость производства сляба может быть ниже $200 за 1 т, отметил он. У основных европейских и американских производителей этот показатель в среднем на 25–30% выше. И можно сделать вывод, что деньги на поддержку сотрудников у российских металлургов пока есть.
Адресная помощь
В сети McDonald’s в России работает 60 000 сотрудников, около 30% заведений McDonald’s закрыты. Примерно 70% работают на доставку и вынос через окна «Макэкспресса», а также «Макавто», рассказал представитель компании. Сотрудники закрытых заведений могут перейти на работу в другой McDonald’s в своем городе, устроиться временно на работу в розничные сети, с которыми McDonald’s заключил соглашения («Пятерочка», «Перекресток», «Дикси», «Лента», «Метро» и др.), или взять ежегодный оплачиваемый отпуск. Наконец, сотрудник может уйти в простой с сохранением 2/3 оклада (в McDonald’s используются почасовые ставки с учетом количества часов, указанного в трудовом договоре). Если сотрудник не смог продолжить работу и его оклад оказался ниже 50% от среднего за февраль – март 2020 г. либо ниже МРОТа, сеть может оказать ему адресную финансовую помощь, сообщает представитель компании.
Размер выплаты для каждого получателя будет определяться индивидуально и составит от 5000 до 15 000 руб. По словам представителя компании, всего McDonald’s выделил на программу выплат сотрудникам 60 млн руб. на три месяца.
А сотрудники ресторанов KFC могут рассчитывать на единоразовую выплату в $1000, если заразились коронавирусной инфекцией, сообщается в пресс-релизе компании. Любой официально трудоустроенный сотрудник ресторанов KFC, в том числе находящихся под управлением франчайзи, может воспользоваться правом на компенсацию в ближайшие 12 месяцев. Он должен предъявить подтвержденный положительный тест на COVID-19 или подтвердить документами необходимость ухаживать за родственником или членом семьи, заразившимся коронавирусной инфекцией.
Какая помощь лучше
Форма помощи часто зависит от корпоративной культуры компании, говорит Григорий Финкельштейн, партнер компании «Экопси консалтинг». Если в компании высоко ценятся личные отношения, руководству имеет смысл отказываться от личных доходов ради поддержки сотрудников и компании. Это также может сработать, когда речь идет о массовых увольнениях, как это уже происходит сейчас в США, замечает эксперт. Руководство дает понять, что их бонусы могут пойти на сохранение еще на месяц-два определенного количества рабочих мест, что повышает лояльность сотрудников. Например, вслед за сообщениями об отказе топ-менеджеров Walt Disney появились и новости о том, что 100 000 сотрудников компании отправлены в неоплачиваемый отпуск.
В России лучше действуют не громкие заявления об отказе от личных бонусов и зарплат, а системные меры поддержки, убеждена Каминская. Заявления руководства, считает она, могут дать кратковременный эффект, о котором люди быстро забудут. Гораздо эффективнее организовать системную помощь целым группам сотрудников, говорит Каминская.
По мнению Финкельштейна, российские компании можно разделить на три группы. Первая группа – те, кто мало пострадал или вообще не пострадал от кризиса. Они поддерживают работников не столько деньгами, сколько социальными мерами: покупают маски, организуют доставку персонала автобусами на работу и т. п. Вторая группа – компании, которые пострадали в наибольшей степени и думают об увольнении сотрудников. И если их топ-менеджеры отказываются от части своего дохода, то ради того, чтобы сохранить на время рабочие места. И наконец, к третьей группе можно отнести компании, которые во время кризиса стали зарабатывать больше. Это по большей части интернет-сервисы и доставка. Однако сотрудники этих компаний в большей мере, чем все остальные, рискуют заразиться коронавирусной инфекцией. Часто компании доплачивают им именно за повышенный риск.
Сами сотрудники благодарны работодателям за помощь. По данным опроса Kelly Services, в начале апреля 30% сотрудников сказали, что во время эпидемии почувствовали заботу работодателя о коллективе и что их лояльность выросла.
В подготовке статьи участвовали Наталья Ищенко, Татьяна Романова и Полина Трифонова