Как пандемия повлияла на российский рынок труда
Кто готовится к увольнениям, а кто набирает персоналПандемия и всеобщий карантин спутали все прежние планы работодателей. Некоторые компании начали отправлять сотрудников в отпуск на неопределенный срок и сокращать зарплаты, большая часть работодателей выжидает, как будет развиваться ситуация, и приостановила подбор сотрудников, часть же по-прежнему продолжает нанимать персонал.
По данным рекрутинговой компании Antal Russia, в феврале прекратили набор сотрудников 12% работодателей, а в марте уже 40%. Доля тех, кто планировал замещение освободившихся вакансий, за месяц сократилась с 47 до 21%. Antal Russia опросила в конце марта 218 российских и международных компаний, работающих в России. «Ведомости» выясняли, какие планы строят крупные компании и как рынок труда оценивают рекрутеры.
Подбор онлайн
По данным исследования KPMG «Действия HR в ситуации пандемии», 49% респондентов – крупных компаний уже перевели очные собеседования полностью в онлайн, а 22% – частично.
В «Ростелекоме» рассказали, что в компании действует интеллектуальная система подбора персонала IQHR, которая позволяет в нынешних условиях подбирать кандидатов дистанционно. Система охватывает весь цикл поиска сотрудника – от заявки на подбор специалиста до предложения о работе. Сейчас, говорит представитель компании, онлайн-интервью проводятся с кандидатами на любые должности – от топ-менеджеров до специалистов.
В «Вымпелкоме» увеличилась потребность в разработчиках и специалистах по обслуживанию клиентов мобильной связи – выросла нагрузка на службу поддержки абонентов, рассказывает Екатерина Смолева, директор по подбору и работе с персоналом «Вымпелкома». По ее словам, формат удаленной работы и удаленного найма ВееFree действует в компании с 2016 г. и компания не испытывает проблем с дистанционным закрытием вакансий.
UC Rusal продолжает набирать персонал в штатном режиме. Но представитель UC Rusal отметил, что трудно подбирать в режиме онлайн ключевых специалистов и топ-менеджеров.
Компаниям трудно составить мнение о топ-менеджере только по онлайн-интервью, говорит управляющий партнер хедхантингового агентства Zoom Executive Search Ольга Щербакова. Сейчас, замечает она, компании в 80% случаев лишь беседуют в онлайновом режиме с кандидатами из топ-менеджмента, окончательного решения о найме многие не принимают – ждут лучших времен.
Этот кризис лучше переживут те компании, которые уже перешли на цифровые технологии, сумели реорганизовать бизнес-процессы и перевели всю деятельность, в том числе наем персонала, в онлайн, говорит управляющий директор кадровой компании Unity Феликс Кугел. По его мнению, тем, кто пока этого не сделал, все равно предстоит переводить систему управления персоналом в онлайн. Когда кризис закончится, рынок труда уже не будет прежним.
По данным исследования KPMG, 59% компаний в ближайший год займутся оптимизацией расходов на персонал, 44% перейдут на новую модель управления (гибкий график, удаленная работа, онлайн-рекрутмент), а 41% будет автоматизировать процессы управления персоналом.
В исследовании также говорится, что после завершения кризиса в регулярную управленческую практику будут включены инструменты, на которые пришлось перейти во время эпидемии: удаленная работа (36% респондентов), онлайн-рекрутмент (46%) и онлайновое обучение (41%).
Крупные компании
«Ведомости» опросили более 20 крупных российских компаний, продолжают ли они нанимать сотрудников и собираются ли сокращать персонал. 10 компаний ответили, что увольнений пока не предвидится. А несколько компаний сообщили, что высвободившийся из-за карантина персонал переориентируют на другие задачи. Например, сотрудникам закрывшихся салонов МТС компания предлагает работу курьерами, рассказывает Татьяна Чернышева, вице-президент МТС по управлению персоналом. По ее словам, более 150 продавцов розничной сети сейчас доставляют онлайн-заказы москвичам.
В «Мегафоне» нанимают IT-специалистов для разработки и поддержки цифровых каналов общения с клиентами и создания новых сервисов для клиентов, работающих в дистанционном режиме, рассказывает Валентина Ватрак, директор по корпоративному развитию и управлению персоналом «Мегафона». А Чернышева говорит, что во время эпидемии были открыты новые вакансии в сфере связи, финансовых сервисов и облачных решений.
У крупных компаний больше возможностей для выживания: они работают в разных регионах, многие имеют стабильные заказы, в одних могут увольнять или сокращать зарплаты за счет невыплаты переменной части, в других, наоборот, нанимать, говорит Владимир Гимпельсон, директор центра трудовых исследований ВШЭ. По его словам, более всего пострадают малые компании в сфере услуг: рестораны, салоны красоты, мелкие магазины. Даже временное их закрытие может привести к банкротству, и тогда работники потеряют работу. Гимпельсон напоминает, что по всей России в ресторанной и гостиничной сфере, в торговле и ремонте работает около 22% занятого населения. А еще добавим работников сферы туризма, рекреации, спортивных и фитнес-центров. Это огромная армия под риском потери работы.
Третья группа
По-настоящему масштабных сокращений ожидать не стоит, полагает Ростислав Капелюшников, замдиректора Центра трудовых исследований ВШЭ. По его мнению, российский рынок труда повторит опыт предыдущих кризисов: работодатели будут сокращать рабочую неделю, отправлять в простой, снижать зарплаты, но не увольнять работников. Безработица, считает он, вырастет, но не критично.
По данным Antal Russia, сокращения планируют 10% респондентов. А 30% работодателей ищут способы избежать сокращений. Сокращения уже начались, констатирует Анастасия Филатова, руководитель группы профессионального подбора HR & Admin & Legal кадровой компании ManpowerGroup: в ресторанном и гостиничном бизнесе, секторе услуг, авиакомпаниях, индустрии красоты и фармацевтическом секторе.
Основатель проекта «Зарплатный переговорщик» Андрей Носов говорит, что по рискам увольнений компании делятся на три группы по текущему состоянию бизнеса. 25 марта Носов провел онлайн-опрос 400 сотрудников, как чувствует себя бизнес их работодателя. 10% сказали, что бизнес растет и развивается, еще 34% ответили, что компания стабильна и работает, как обычно. По мнению Носова, эти две группы работодателей не пострадают и, возможно, продолжат нанимать сотрудников.
Третья группа (35% респондентов, кто держится, несмотря на снижение продаж, 16%, кто теряет рынок и клиентов, и 2%, кто близок к банкротству) едва ли обойдутся без увольнений в ближайшие недели и месяцы. Сокращать, говорит Носов, будут в первую очередь работников поддерживающих подразделений, число уволенных будет зависеть от глубины падения спроса и выручки компаний. А костяк команды, работающей с клиентами, работодатели постараются сохранить. Именно от этой команды будет зависеть выживание и развитие бизнеса, уверен Носов.
Расходы на персонал
По данным Antal Russia, 75% компаний уже снизили расходы на персонал из-за коронавируса. 54% отменили корпоративы и тимбилдинги, 47% экономят на командировочных расходах (командировки отменены), 43% снижают затраты на обучение и тренинги. А 26% респондентов сообщили, что ищут способы, как избежать снижения зарплат и отмены премий.
По данным KPMG, четверть компаний уже тем или иным способом сократили расходы на персонал. 13% работодателей уже отправили работников (чей характер работы несовместим с удаленным режимом) в простой по независящим от работодателя причинам, 10% – на больничные, а 5% – в неоплачиваемые отпуска.
Работодатель может легко сократить расходы на оплату труда, прекратив выплату премий, по закону он имеет право сделать это без объяснений, тем более что в нынешней ситуации объем работы у многих сократился, говорит Ксения Михайличенко, адвокат практики трудового права Московской коллегии адвокатов «Солдаткин, Зеленая и партнеры». Понизить оклад, по ее словам, сложнее. Для этого надо подписать с сотрудником дополнительное соглашение о сокращении обязанностей и пропорциональном снижении зарплаты, и, если сотрудник отказывается, работодатель бессилен.
В нынешней ситуации Михайличенко не советует работникам отказываться от переговоров, когда речь заходит о понижении оклада. Скорее всего, работодатель не может в нынешних условиях выплачивать прежнюю зарплату, и, если сотрудник не пойдет на компромисс, через два месяца он и вовсе может остаться без зарплаты, поскольку предприятие закроется.
Урезать заработки сотрудников можно также, отправив их в простой, разъясняет Михайличенко. По закону в простое сотруднику выплачивается только две трети от среднегодовой зарплаты, и, если простой произошел по не зависящим от работодателя причинам (указ властей), компанию нельзя привлечь к ответственности.
В магазин, на склад, в больницу
Тем не менее зарплатные предложения на рынке труда пока не упали, констатирует Кугел. Компании готовы платить на прежнем уровне, особенно те, что продолжают активный набор новых сотрудников. Кто же эти счастливчики?
С огромным дефицитом персонала столкнулись во время эпидемии коронавируса продуктовые розничные сети. Рост спроса привел к нехватке фасовщиков заказов, водителей, складских работников, курьеров, говорит Алена Владимирская, руководитель карьерной практики.
Наиболее востребованными оказались специалисты по онлайн-продажам, продвижению в интернете, доставке товаров на дом, утверждает Наталья Щербакова, директор по продажам и маркетингу кадрового холдинга «Анкор». По ее словам, между работодателями развернулась настоящая борьба за сотрудников, принимающих заказы в колл-центрах, курьеров и водителей, так как те розничные сети, которые доставляют товары потребителю быстрее, получат конкурентное преимущество.
Опрошенные «Ведомостями» ритейлеры подтвердили, что продолжают нанимать сотрудников. «Ашан» продолжает набор персонала в обычном режиме, только собеседования с кандидатами проходят онлайн, говорит Нина Мулева, руководитель по подбору и оценке персонала «Ашан ритейл Россия». По ее словам, «Ашан» следит за рынком и при необходимости оперативно перестроит процессы найма.
Сеть «Вкусвилл» остро нуждается сейчас в продавцах-консультантах, кассирах, работниках торгового зала и складов, говорит Ирина Ронжина, руководитель службы персонала розницы «Вкусвилла». По ее словам, заморожены только офисные вакансии, поскольку компания сейчас решает, какие именно офисные сотрудники понадобятся ей в будущем, уточняет она.
Активно ищут также персонал в сфере медицинских услуг, говорит Кугел. Строительство новых инфекционных больниц приведет к повышенному спросу на медперсонал, уточняет он. Портал SuperJob 31 марта разослал пресс-релиз, в котором объявил о найме медперсонала в новую инфекционную больницу, которая откроется в апреле в новой Москве. Врачам анестезиологам-реаниматологам предлагается зарплата до 450 000 руб. в месяц, санитарам – до 130 000 руб.
В сфере IT бум продолжается, несмотря на эпидемию, добавляет Анна Устиньянц, коммерческий директор Kelly Services.
А по оценке Щербаковой, спрос на разработчиков еще больше вырос. Сейчас компании активно запускают мобильные приложения, онлайн-сервисы, платформы обучения и всем нужны программисты, говорит она.