Работа и зарплата во время и после коронавируса
Восемь хороших новостей для работниковВсе переживут этот кризис по-разному. Кто-то останется без работы, а кто-то с повышением в должности и прибавкой к зарплате
Коронавриус добрался до рынка труда. Часть компаний уже остановила набор персонала, начала отправлять сотрудников в отпуск на неопределенный срок и сокращать зарплаты. Сотрудники предполагают, что без сокращений дело не обойдется. Судя по опыту предыдущих падений, лихорадить рынок труда будет от нескольких месяцев до полугода. Международная организация труда (МОТ) опубликовала 18 марта прогноз, согласно которому 25 млн человек в мире потеряют работу из-за пандемии.
Цифра кажется устрашающей, но лишь на первый взгляд. 25 млн – это 0,6% от 4,5 млрд трудоспособного населения в мире, то есть один человек на каждые 200, что сравнимо с уровнем увольнений в спокойное время.
Все переживут этот кризис по-разному и выйдут из него с разными результатами. Кто-то останется без работы; кто-то с зарплатой ниже, без бонусов и социального пакета, но с сохраненным рабочим местом; кто-то без особых потерь; а кто-то даже с повышением в должности и прибавкой к зарплате.
От чего это зависит? Премии обычно привязаны к двум показателям: к индивидуальным результатам сотрудника и к результатам компании. Допустим, сейчас нужный результат – пережить кризис с наилучшими показателями и минимальными потерями, и он будет зависеть опять же от правильности действий компании-работодатели и самого сотрудника.
Как реагировать компаниям?
Мы в первую очередь столкнулись с биологическим кризисом, поэтому первая реакция бизнеса была соответствующей – сохранить жизнь и здоровье сотрудников, сохранить команду. Компании перевели сотрудников на удаленную работу, отказались от командировок, используют в офисе средства противовирусной защиты и т. д. В этом работодатели и сотрудники – союзники и находятся по одну сторону баррикад.
Однако постепенно на сцену выходят экономические последствия. И компании разделятся на три класса:
1. пострадавшие от кризиса (потеряют часть рынка, клиентов, выручки и команды);
2. те, кто смогут к нему адаптироваться (сохранят свой бизнес без особых потерь);
3. бенефициары (воспользуются новыми открывшимися возможностям и укрепят рыночные позиции).
Пострадавшие компании, оценив убытки и определив новые цели, поймут, что им не нужна такая большая армия сотрудников с таким набором навыков – потому что команда набиралась под старые, докризисные задачи. И в этой ситуации от работодателей можно ожидать целого ряда непопулярных шагов. Как и во время предыдущих кризисов, все начнется с мягких мер: перевода сотрудников в другие, более прибыльные подразделения компании, вывод из штата и перевод на договор подряда, сокращенных графиков работы, отправки в неоплачиваемые отпуска на неопределенное время, изменение структуры оплаты труда, урезание пакетов социальных льгот, отмены бонусов и снижения зарплат. Но закончится все увольнениями. И тогда сотрудники и работодатели окажутся по разную сторону баррикад. Информация о первых мягких мерах уже появилась. Как долго осталась ждать жестких мер?
Как экономист я здраво оцениваю масштаб разворачивающегося кризиса и его возможное негативное влияния на рынок труда – но вижу ряд факторов, которые должны снизить его остроту для наемных сотрудников. Вот эти восемь хороших новостей:
1. Атака вируса закончится – как она уже заканчивается в Китае, с которого все началось. Постепенно начнет восстанавливаться экономический рост, хотя экономические последствия мы, вероятно, будем лечить дольше, чем сам вирус. Компания McKinsey спрогнозировала три возможных сценария, при оптимистичном доверие потребителей начнет восстанавливаться уже во II квартале, а при пессимистичном – в IV квартале этого года. Т. е. надо будет продержаться несколько месяцев.
2. Компании просто так не сдадутся. Каждая будет пытаться сохранить свой бизнес и команду, и большинство переживут шторм. Так что сотрудник все-таки не в одиночку будет преодолевать последствия кризиса. Он часть более мощной структуры, у которой есть значительные средства и ресурсы, чтобы ему противостоять.
3. Если вы ценный сотрудник и вносите важный вклад в бизнес, вам вряд ли стоит беспокоиться. Компания постарается вас сохранить; а если нет, вы с вашей высокой ценностью сможете найти новую работу.
4. Если компании и прибегнут к увольнениям, то не сразу. Как показывает опыт кризисов 1998 и 2009 гг., компании начинали увольнять сотрудников, только когда все другие возможности сокращения издержек были исчерпаны.
5. Ряд компаний провели сокращения и оптимизировали бизнес еще в конце 2019 г. и встречают кризис уже в подтянутом виде. А некоторые продолжают прямо сейчас нанимать сотрудников – и часто на ключевые должности, готовясь проехать через кризис на высокой передаче.
6. Часть компаний адаптируются и органично перейдут на удаленную работу – например, консультанты, которые могут выполнять проектную работу в виртуальных командах.
7. Любой кризис разрушает старый уклад, но также открывает новые возможности. Массовый переход на работу из дома подстегнул спрос на услуги связи и оборудование для удаленной работы. Работающие из дома сотрудники начали записываться на учебные курсы, читать книги, смотреть фильмы и играть в онлайновые игры. Это открывает новые возможности провайдерам дистанционного образования, книжным интернет-магазинам, онлайн-кинотеатрам и т. д. Онлайн-ритейлеры и компании доставки перегружены работой. Люди опасаются ездить в общественном транспорте – вырос спрос на услуги такси. Среди бенефициаров кризиса также находятся фармацевтика, здравоохранение и ряд других сегментов. Возможно, переход значительной части бизнеса и нашей жизни в онлайн из-за эпидемии сохранится и после ее окончания – и придаст импульс развитию целого ряда бизнесов.
8. Наконец, период падения обычно сменяется восстановлением – и вполне возможно, что через несколько месяцев компании опять начнут нанимать сотрудников, чтобы наверстать упущенное.
В следующей статье расскажу, какие действия важно предпринимать сотрудникам во время кризиса, чтобы пережить его с наименьшими потерями и выйти победителем.