Как крупнейшие компании пытаются перейти на удаленную работу

И почему многие сотрудники не хотят покидать офисы
Варвара Гранкова для Ведомостей
Варвара Гранкова для Ведомостей

Крупные компании начали переводить сотрудников на удаленную работу с прошлой недели. 13 марта компания «Яндекс» порекомендовала всем офисным сотрудникам, кто может трудиться дистанционно, перейти на работу из дома, а в офис приходить только при крайней необходимости. А с 16 марта, когда Сергей Собянин ввел дополнительные ограничения для защиты от распространения коронавируса, заявления посыпались одно за другим. В понедельник о переводе сотрудников на удаленную работу объявили «Почта России», Rusal, Mail.ru Group, En+ Group и др. А Российская ассоциация производителей удобрений заявила о создании объединенного отраслевого штаба, который займется профилактикой распространения вирусных заболеваний среди сотрудников. В компаниях – членах ассоциации насчитывается в общей сложности 110 000 сотрудников.

Однако, несмотря на заявления крупнейших предприятий, доля переведенных на удаленную работу сотрудников в целом по-прежнему низка, показал опрос 12 676 работающих россиян – пользователей интернета, проведенный компанией Online Market Intelligence (OMI) по просьбе «Ведомостей». По состоянию на 16 марта удалили сотрудников из офиса лишь 11,9% компаний: 6,1% отправили людей с признаками простуды на больничный, 2,5% – на карантин, а 3,3% перевели сотрудников на удаленную работу.

Перечисленные меры применялись избирательно: к сотрудникам с признаками заболевания, к вернувшимся из стран с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, к конкретному подразделению или только к уязвимым категориям (сотрудникам старшего возраста, беременным, людям с сердечно-сосудистыми заболеваниями и т. п.). По состоянию на 16 марта 61,5% работодателей ничего не предпринимали для защиты сотрудников от заражения коронавирусом. А чаще всего компании проводят медосмотры и замеры температуры у сотрудников (21,8% респондентов). В опросе принимали участие в основном работники малых и средних компаний, лишь четверть трудятся в компаниях со штатом более 500 человек. 25% респондентов OMI живут в Москве, Санкт-Петербурге и городах-миллионниках, большая часть (46%) – в городах с численностью населения менее 100 000 человек.

«Ведомости» опросили несколько десятков крупных компаний, чтобы выяснить, какую часть трудового коллектива те переведут на удаленную работу и каких специальностей и должностей это коснется.

Герман Греф на карантине

Предправления Сбербанка Герман Греф в начале марта находился в командировке в Европе, а по возвращении последовал рекомендациям о двухнедельной самоизоляции и до конца этой недели будет работать в удаленном формате, сообщил представитель банка. В банке создан антикризисный штаб, который еще на прошлой неделе принял решение о переводе части офисных сотрудников, в том числе и членов правления банка, на удаленную работу. На вопрос, сколько сотрудников предположительно будут работать дистанционно, представитель банка не ответил.

42%

российских работодателей на 16 марта принимали меры для защиты трудовых коллективов от заражения коронавирусом, по данным SuperJob. На 4 марата таковых было 14%, на 3 февраля – 6%

А вот Газпромбанк собирается перевести на удаленную работу с сохранением зарплаты до 50% сотрудников (среднесписочная численность сотрудников банка – 20 200 человек). «Тинькофф», сообщил представитель банка, намерен перевести на работу из дома 2000–3000 человек. Оба банка сообщили, что перевод на удаленную работу будет постепенным, по мере готовности.

Алюминиевый холдинг Rusal с 17 марта переводит на удаленную работу максимально возможное количество сотрудников подразделений и центрального офиса компании. На производстве останутся только те сотрудники, без которых невозможна бесперебойная работа. Аналогичные заявления сделали «Сибур» и группа «Соллерс» (она сейчас составляет списки сотрудников, которые могут работать вне офиса).

По планам сети «Магнит» 50% офисного персонала временно будет работать из дома – те, кто технически сможет выполнять работу дистанционно. В обязательном порядке на удаленный режим перейдут беременные сотрудницы компании и специалисты старше 50 лет.

Тем не менее большинство опрошенных компаний не смогли ответить «Ведомостям», сколько и каких сотрудников они будут переводить на удаленную работу. «Почта России» сказала только, что эти вопросы находятся в стадии проработки. Представитель Polymetal сообщил, что компания готова ввести свободный режим посещения офиса, если ситуация с распространением коронавируса ухудшится. Пока перейти на удаленную работу рекомендовано только сотрудникам, входящим в группу риска (старше 60 лет, с сердечно-сосудистыми заболеваниями и др.).

Несколько компаний продолжают работать как обычно, например «Росатом», Сибирская генерирующая компания, Россельхозбанк и «Т плюс». Metro думает о переводе сотрудников центрального офиса на удаленный доступ, но пока не видит в этом острой необходимости, рассказал представитель сети.

Офис надежности

Разработчик ПО для совместной работы и CRM-систем «Мегаплан» провел опрос 3820 сотрудников компаний-клиентов и выяснил, что только 16% сотрудников уже работают удаленно – хотя эта доля намного выше, чем показал совместный опрос «Ведомостей» и OMI: на вопросы отвечали продвинутые пользователи программ совместной работы. Еще около 17% опрошенных «Мегапланом» сообщили, что недавно получили предложение от начальства поработать из дома, но продолжают ходить на службу. Почему? Многие компании и их сотрудники пока технически не готовы к переходу на удаленную работу. Почти 40% респондентов указывают на трудности доступа к рабочим программам, документам и базам данных. 13% респондентов не хватает для выполнения трудовых обязанностей офисной техники, а 10% опрошенных боятся, что при удаленной работе число рабочих чатов в мессенджерах вырастет. «Мегаплан» отмечает, что легче всего дается переход на домашний офис IT-компаниям, рекламным и маркетинговым агентствам, а также финансовым и юридическим консультантам.

6,8%

московских работодателей уже перевели сотрудников на удаленную работу против 3,3% таковых в городах с населением от 500 000 человек до 1 млн, показал опрос OMI

Компании пока не отработали практику дистанционного управления. Самым распространенным средством контроля сотрудников, покинувших офисы из-за угрозы заражения коронавирусом, является старый добрый телефон (46% респондентов именно так общаются с начальством), еще 20% отправляют различные отчеты о проделанной работе. Лишь каждый десятый пользуется программами для совместной дистанционной работы, еще меньше доля тех, кто регулярно участвует в онлайн-конференциях с начальством или коллегами (8%).

Если у компании нет специализированных систем для перевода сотрудников на удаленный доступ, их создание может стоить несколько сотен долларов в расчете на рабочее место, говорил ранее «Ведомостям» управляющий партнер венчурного фонда Leta Capital, инвестирующего в разработчиков софта, Александр Чачава. Кроме того, понадобится около $1000 на компьютер с набором базовых программ и быстрым интернетом, сказал он.

В крупных компаниях доступ к внутренним документам, базам данных, архивам не из офиса запрещен службой безопасности, напоминает Алена Владимирская, руководитель карьерной практики Алены Владимирской. Совместная работа в распределенных системах и облаках во множестве компаний абсолютно запрещена той же службой безопасности и это делает работу вне офиса невозможной, говорит Владимирская.

В момент паники из-за коронавируса могут активизироваться мошенники и бдительность служб безопасности должна быть удвоена, напоминает Денис Королев, партнер и руководитель практики форензик консалтинговой компании EY. А Алексей Фролов, гендиректор компании Forensic Solutions, указывает на рискованность удаленных закупочных процедур. Во многих компаниях встречи с поставщиками проводятся строго в офисе, чтобы не допустить преступного сговора или махинаций. Если сотрудники, занимающиеся закупками, будут встречаться с поставщиками не в офисе, последствия могут быть непредсказуемыми, считает Фролов.

Нет героев труда

Сотрудники не всегда хотят работать из дома – например, по финансовым причинам. Как показали данные опроса «Ведомостей» и OMI, часть сотрудников, удаленных из офиса на карантин, лечение и (или) дистанционную работу, потеряли в заработке. 62% респондентов, из-за вспышки коронавируса переставших работать в офисе, сообщили, что их зарплата сохранилась полностью. Однако почти каждый четвертый сказал, что частично потерял в зарплате, и более 6% – что им вообще не платят. В комментариях респонденты писали, что сотрудников их компании отправляют на больничный в счет отпуска, что вернувшиеся из-за границы вынуждены уходить на карантин на две недели за свой счет, что людям платят только оклад, но не премию и др.

Кроме того, и руководители, и подчиненные привыкли общаться очно. И теперь, когда они не видят друг друга, у них возникло ощущение, что рабочие процессы остановились. Многие сотрудники, обрадовавшиеся сначала возможности работать из дома, теперь хотят вернуться в офис, говорит Владимирская. Она приводит в пример крупную IT-компанию, которой пришлось заблокировать пропуска разработчикам, чтобы они не приходили в офис. После нескольких дней удаленной работы они стали массово возвращаться на работу.

Однако поведение российских работников радикально изменилось по сравнению с прошлым годом. Например, в ноябре 2019 г. совместное исследование «Ведомостей» и OMI, в котором приняли участие 6568 работающих россиян, показало, что каждый пятый работодатель ждет или требует продолжения работы от заболевших сотрудников – не важно, берут они больничный или нет. А в 12,6% компаний принято работать в офисе независимо от самочувствия сотрудников. Еще совсем недавно сотрудники часто приходили на работу больными, трудовой героизм заболевших приветствовался во многих компаниях. Теперь же работодатели и сами работники жестко относятся к присутствию коллег с признаками заболевания: их гонят домой, отправляют на карантин, заставляют оформлять больничный. И это снижает риск заражения всего коллектива.

В подготовке статьи принимали участие Екатерина Бурлакова, Наталья Ищенко, Анна Третьяк и Полина Трифонова​