Как заработать на простых серых свитерах

Для этого не нужно ни следить за модой, ни уметь вязать
Екатерина Насурдинова (основательница компании Dadaknit) сама предпочитает неброские цвета
Екатерина Насурдинова (основательница компании Dadaknit) сама предпочитает неброские цвета / Личный архив

На Урале свитеры носят и зимой, и летом, говорит 36-летняя основательница компании – производителя трикотажа Dadaknit Екатерина Насурдинова. В юности ей вязали их мама и бабушка. В доме Насурдиновых всегда стояло несколько швейных и вязальных машин. Но тогда свитеры ручной работы казались Екатерине невзрачными и немодными. Позже она получила диплом лингвиста-переводчика и пошла работать в 5-звездочный отель в Екатеринбурге, где занималась логистикой и закупками. Екатерина заметила, что в офисе уместен как раз простой и прочный свитер. Но найти такой оказалось непросто. Вязать Насурдинова не умела. А в магазинах ей предлагали дорогой кашемир или джемперы невысокого качества, которых хватает только на один сезон. Их цена Екатерине казалась завышенной. И в 2016 г. Насурдинова открыла собственное производство женских свитеров Dadaknit. Заказы отдавала сторонним мастерам. Ставку сделала на пряжу без синтетических добавок и базовые модели: приталенные и объемные водолазки, тонкие джемперы из хлопка и теплые из шерсти мериноса. Стоил такой свитер сравнительно недешево – 3000–5000 руб. «Мы не занимаемся дизайном и модой, только бизнесом», – говорит Насурдинова. Прагматичный подход дал результаты: в 2019 г. выручка Dadaknit составила 3,5 млн руб., валовая рентабельность – около 35%.

Темно-серый мотив

Стартовый капитал составлял 120 000 руб. На эти деньги Насурдинова купила пряжу из шерсти мериноса, подержанную вязальную машинку и оплатила консультацию технолога и работу вязальщиц. Связали всего несколько серых и бежевых джемперов с круглым воротом – чтобы проверить, будут ли покупать свитеры без узоров и вычурных деталей. Генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс говорит, что практичные и универсальные вещи из базового гардероба – основа продаж всех массовых производителей. На такие модели приходится не менее 40–50% товаров популярных магазинов, на сезонные вещи – около 40%, а остромодные и яркие модели, которые привлекают к манекенам и витринам, занимают не более 10–20%. Конкурировать с крупным ритейлером трудно. Но штучное производство тоже имеет преимущества, считает Насурдинова: можно связать свитер именно той длины, которая нужна клиенту, и быстро менять цвета и фасоны в зависимости от продаж и оценок клиентов. Небольшие компании редко могут предложить цену выгоднее, чем крупный ритейлер, им нужно идти на дополнительные приемы привлечения покупателей, например использовать оригинальные узоры, расцветки или сложный крой в минималистичном стиле, говорит Лебсак-Клейманс.

Оказалось, что покупатели предпочитают свитеры графитового цвета, вспоминает предпринимательница. Она уверяет, что тогда, в 2016 г., моделей насыщенного темно-серого цвета в ассортименте крупных производителей одежды было немного. Для разнообразия Насурдинова связала несколько образцов в синем и красном цветах и выставила фото ярких свитеров в соцсетях. Пользователи оставили под ними много лайков и одобрительных комментариев, но покупать продолжали графитовые свитеры, говорит Насурдинова. Также выяснилось, что сильно приталенные модели не пользуются популярностью. 40% продаж приходилось на одну модель – свободный свитер с высоким воротом. Клиенты ценят комфорт, говорит Насурдинова. В 2016 г. она продала через соцсети 75 свитеров. Выручка составила 250 000 руб.

Знакомство с Европой

В 2017 г. Насурдинова зарегистрировалась на международной платформе для модных стартапов Not Just a Lable. По сути, это электронная витрина 35 000 брендов из 150 стран мира. Попасть на нее легко – нужно заполнить анкету и написать сопроводительное письмо, говорит Екатерина. После регистрации Насурдинова получила сразу несколько заманчивых предложений. Компании Societa Italia пригласила ее на текстильную выставку Pitti во Флоренцию и компенсировала расходы на участие. На выставке предпринимательница познакомилась с итальянскими поставщиками пряжи, а также с экспертами из известной компании – производителя пряжи Woolmark, которые проконсультировали Насурдинову по технологиям. «Знак качества Woolmark для шерстяных изделий – это как 5 звезд для гостиницы», – говорит Насурдинова. А британская версия журнала Vogue рекомендовала покупать свитеры Dadaknit в качестве подарка знакомым и близким. Заметка была крошечная и непонятно, как мы ухитрились попасть в списки рекомендаций, говорит Екатерина. Насурдинова обрадовалась: «Мы в тренде». И решила увеличить производство.

Для небольшого цеха нужно было арендовать помещение, нанять и обучить персонал, закупить швейные и кеттельные машинки (используются для соединения деталей из трикотажа) и, главное, не менее двух вязальных машин 7-го и 10-го классов, говорит Екатерина. Это профессиональные машинки, которые без учета стоимости программного обеспечения стоили порядка $45 000, подержанные предлагались за 1 млн руб. Но у Насурдиновой не было денег даже на подержанные вязальные машинки, а кредиты она считала слишком рискованным шагом. Она решила отдать заказы сторонним исполнителям. Фабрики в Москве и Санкт-Петербурге за мелкие партии не брались, но Насурдиновой удалось найти небольшую трикотажную фабрику в Челябинской области. Она разместила там пробный заказ на 100 свитеров трех моделей. 

«Ордынка» и другие

Сейчас Dadaknit продает свитеры с наценкой в 60% к себестоимости. Это хороший показатель по меркам трикотажной отрасли. Прибыльность небольшого проекта может быть довольно высокой, но возможности масштабирования ограничены, говорит Лебсак-Клейманс. По ее словам, расширяться можно только при наличии нескольких каналов дистрибуции, в частности при большой доле оптовых продаж. Ведь чем выше тираж выпуска одной модели, тем ниже ее себестоимость, напоминает Лебсак-Клейманс. А канал у Насурдиновой был один – интернет: социальные сети и простенький сайт.

139 млн

трикотажных и вязаных изделий произвели в России в 2018 г., по данным Росстата

В 2017–2018 гг. Насурдинова нашла несколько магазинов, которые взяли ее товар на реализацию. Два из них были в Москве и Санкт-Петербурге – городах, откуда до этого делалось большинство заказов. В Москве свитеры Dadaknit продавались в магазине «Ордынка, 17». Его соосновательница Ксения Серикова рассказывает, что магазин сотрудничал с дизайнерами-минималистами из России и следил за модными стартапами. Трикотажные вещи небольшие российские компании почти не производят: из 20 отечественных брендов, представленных в магазине, трикотаж выпускала только Dadaknit, говорит Серикова. «Ордынка, 17» открылась в 2014 г. В то время клиенты почти не обращали внимание на качество ткани и прежде всего искали интересный дизайн (например, хорошо покупали концептуальные марки из Санкт-Петербурга); но потом покупатели стали вчитываться в этикетки, изучать состав и раздумывать, сколько эта вещь прослужит, рассказывает Ксения. А свитеры Dadaknit на 100% состояли из мериносовой шерсти. Розничная цена свитеров Dadaknit в «Ордынке, 17» составляла 5000–7000 руб., за сезон их продавалось на 300 000–400 000 руб. Неплохой объем, считает Серикова. За «Ордынкой, 17» потянулись и другие розничные магазины: один в Санкт-Петербурге и три в регионах. В 2018 г. на офлайновых партнеров пришлось 30% продаж Dadaknit. 

Искусство предсказания погоды

Сейчас Насурдинова продает в среднем по 70 свитеров в месяц, это в 3–4 раза больше, чем в 2017 г. Но ей пришлось искать второго исполнителя – трикотажную фабрику. Екатерина нашла ее в 2018 г. в родном Екатеринбурге. Одновременно Екатерина училась предсказывать спрос. Пряжу из Италии в Россию доставляют за месяц, еще пять месяцев занимает изготовление: иногда заказы Dadaknit из-за небольших объемов сдвигают дальше по очереди, после крупных заказов, сетует Насурдинова. И чтобы успеть к старту осенних продаж, закупки и производство нужно начинать ранней весной, рассказывает Насурдинова. Это означает, что предпринимательнице нужно предсказать, какая погода будет в России спустя полгода (от нее зависит толщина свитеров), а также какие размеры, фасоны и цвета станут востребованы. «Начинали мы с размеров от 40-го до 44-го, – говорит Екатерина. – Но сейчас около половины продаж приходится на изделия размеров с 46-го до 50-го». В сезоне 2019/20 г. появились запросы покупателей на размеры от 50-го. Насурдинова в раздумьях. «Если мы запустим большие размеры в производство, а их не раскупят, образуется остаток, который вряд ли удастся продать до следующего осенне-зимнего сезона, а если не запустим, можем упустить выгоду», – говорит она.

Без Москвы и Санкт-Петербурга

В конце 2018 г. Насурдинова осталась без двух важнейших торговых партнеров. Сначала петербургский магазин сменил байеров и ассортиментную политику, а потом владельцы «Ордынки, 17» закрыли магазин – начали другой бизнес. Удержать продажи помогли постоянные покупатели сайта (их вклад в продажи Dadaknit вырос до 20%). Кроме того, Насурдиновой удалось найти нового партнера в Красноярске – магазин Ivory. Насурдинова через знакомых вышла на трех владелиц Ivory. Те согласились купить партию в несколько штук, три свитера приобрели для себя. Свитеры им понравились, и остаток партии раскупили их знакомые. По словам соосновательницы Ivory Тамары, большая часть ассортимента – предметы базового гардероба. Сейчас Ivory планирует заказать вторую партию, говорит Тамара. 

Провал зеленого цвета

Насурдинова понимает, что Dadaknit довольно дорогая марка для регионов. Она пытается найти новых партнеров в столицах, где больше платежеспособных потребителей. И также думает о расширении ассортимента. Лучше всего выпускать небольшие разовые коллекции в остроактуальных цветах, считает Насурдинова. Но ее смущает провал предыдущих экспериментов с цветом – с красными, синими и зелеными свитерами. 33-летняя москвичка Ольга, арт-директор, покупает свитеры Dadaknit уже четыре года, каждый сезон по свитеру. Модели серого и бежевого цветов у нее уже есть. Ольга готова присмотреться к ярким вариантам, но свитер зеленого цвета она все же приобретать не стала. Нейтральные цвета лучше подходят к брюкам и юбкам броских расцветок, поясняет Ольга.