Как в коворкингах воруют идеи, клиентов и сотрудников
И можно ли побороть воровствоВ конце октября cооснователь венчурного фонда The Untitled Константин Синюшин задал в Facebook вопрос своим подписчикам: «А в вашем коворкинге другие стартапы воруют идеи, партнеров, клиентов, сотрудников или прямо куски программного кода?» У страницы Синюшина более 10 000 подписчиков, вопрос вызвал оживленную дискуссию. Одни стали делиться историями, как у них в коворкинге позаимствовали идеи или увели сотрудников, другие писали, что коворкинги изначально и были придуманы для беспрепятственного обмена идеями. Павел Некрашевич, основатель биотехнологического стартапа Encora Technologies, вспоминает, что его команда разрабатывала медпрепарат для онкологических больных в университетской лаборатории, в которой рядом трудились аспиранты-иностранцы над похожим проектом. Они сдали заказчику именно тот прототип продукта, который обсуждала группа Некрашевича, и опередили россиян, говорит предприниматель. Теперь у Некрашевича свой стартап, и время от времени он снимает для команды места в коворкинге. Он выбирает рабочие места либо в углу, либо те, позади которых стена или окно, чтобы никто не мог подсмотреть на экране компьютера данные. Совещания Некрашевич проводит за закрытыми дверями в переговорных коворкинга или в кафе за территорией.
Демократично и недорого
По данным компании Cushman & Wakefield, в I квартале 2019 г. в Москве действовало более 100 коворкингов. На столицу приходится около 90% коллективных офисов России. И площади коворкингов в столице будут ежегодно расти на 30–40%, согласно исследованию Jones Lang LaSalle (JLL).
Места в коворкингах арендуют не только удаленные сотрудники и начинающие предприниматели, но и крупные компании. В конце октября головная структура финансовой группы «Тинькофф» – TCS Group Holding договорилась с сетью коворкингов SOK об аренде 1039 рабочих мест. Площадь коворкинга, который займет «Тинькофф», составляет около 7000 кв. м, а договор заключен до середины 2023 г. Как ранее рассказал «Ведомостям» руководитель направления гибких офисных решений JLL Евгений Гасников, аренда мест в коворкинге дает арендатору возможность быстро и без предварительного ремонта заехать в офис и при необходимости увеличивать количество рабочих мест.
Коворкинг – место встречи с интересными людьми из отрасли, способ обмена идеями и поиска новых клиентов, говорит Илья Ильинский, основатель стартапа Whitepaperteam, который занимается разработкой маркетинговых стратегий для технологических стартапов. Ильинский работает в коворкингах с 2017 г. Обычно он выбирает небольшие коворкинги, где трудится по 30–50 человек, и платит в среднем 12 000–15 000 руб. в месяц за место в пределах Садового кольца. По его наблюдениям, в основном в коворкингах работают программисты, маркетологи, переводчики. Самыми большими проблемами московских коллективных офисов Ильинский считает чрезмерный шум и скученность. С воровством концепций он сталкивался несколько раз. Ильинский утверждает, что другие стартаперы заимствовали идеи, которые он высказал вслух. Но Ильинскому не жалко, потому что по-настоящему ценные идеи он публично не обсуждает. Зато в 2018 г. он нашел несколько клиентов в коворкингах.
Закон бессилен
Когда соседи по коворкингу подсматривают данные на экране чужого компьютера или подслушивают разговоры, закон бессилен, говорит Елена Городисская, партнер адвокатского бюро «Андрей Городисский и партнеры». Согласно ст. 1259 Гражданского кодекса авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы или способы решения технических, организационных или иных задач. В каждом конкретном случае, объясняет Городисская, нужно выяснять, была ли украденная информация каким-либо образом зафиксирована, когда запись была создана, насколько она содержательна и была ли информация обнародована, например, в виде презентации для инвестора.
Артемий Гуслистов, увлеченный программист и студент школы дизайна Высшей школы экономики, в 2018 г. принял участие в хакатоне разработчиков. Его команда, вспоминает Гуслистов, расписала на флипчарте схему презентации проекта, оставив флипчарт без присмотра. Когда начались защиты проектов, Гуслистов заметил, что презентация одной из команд очень похожа на подготовленную командой Гуслистова. Он бросился к организаторам, те развели руками – доказать факт плагиата невозможно. Организаторы лишь перенесли выступление команды Гуслистова в самый конец защиты, и он с коллегами успел переделать презентацию. С тех пор Гуслистов нигде, где ведется коллективная работа, не оставляет документы без присмотра: у рабочего стола всегда дежурит кто-то из команды.
Как бороться
Представители сетей коворкингов говорят, что снизить риски можно гибкой рассадкой сотрудников: в open space, отдельном офисе, крыле или этаже. Ирина Баева, управляющий директор Regus в России, говорит, что многие клиенты коворкингов Regus пользуются для конфиденциальных разговоров отдельными переговорными комнатами, где их никто не слышит. Также в новых центрах Regus имеются кабинки для телефонных переговоров со звукоизоляцией. Георгий Голенев, генидиректор сети «Ключ» считает, что снизить риск воровства идей можно, если снять топ-менеджерам изолированный мини-офис, а в открытом пространстве разместить сотрудников, которые не знают секретов. Управляющий директор смарт-офисов SOK Михаил Бродников считает основной причиной воровства небрежное документальное оформление положения о коммерческой тайне в компаниях, что приводит к халатному отношению сотрудников к документам.
Представитель «Тинькофф» сообщил, что группа изначально рассматривала возможность аренды рабочих мест в коворкинге только при условии, что у нее будет возможность разместить сотрудников на отдельных этажах с собственными каналами связи и соблюдением правил безопасности, принятых в головном офисе.
Технологические стартапы часто крадут друг у друга не самые оригинальные идеи – а те, которые просто носятся в воздухе, говорит Людмила Голубкова, гендиректор управляющей компании инвестфонда «Астарта капитал». Она не видит ничего плохого в заимствовании идей. По ее словам, смысл коворкинга как раз в том, чтобы разработчики сообща искали лучшие решения, чтобы обойти конкурентов из Китая или США. Инвесторов же больше интересует не то, где стартапер взял идею, а как он воплотил ее в реальность.
Обратная сторона коллективных обсуждений – недобросовестная конкуренция и воровство чужих концепций, считает директор брендингового агентства Depot WPF Алексей Андреев. Надо придерживаться принципа, который давно исповедует западный бизнес: придумал – сразу делай, а если идею воплотили в жизнь без тебя, значит, ты опоздал, говорит Андреев.