Трудовой кодекс обратит внимание на каждую царапину
Предполагается, что контроль за микротравмами снизит производственный травматизмНа складе завода компрессорной техники «Далгакыран-М» в Подмосковье сотрудники обязаны работать в специальной одежде и армированных ботинках, за этим должен следить мастер, рассказывает гендиректор завода Николай Дунаев. Однако, говорит он, время от времени работники нарушают трудовую дисциплину и не надевают спецодежду. Порой это заканчивается плохо – сотрудники роняют себе на ноги тяжелые детали или ударяются ногами о компрессор. Жаловаться они не ходят и больничных не берут: выругаются, потрут ушибленное место и работают дальше.
Не жалуются начальству и офисные сотрудники «Далгакыран-М», которые время от времени режут пальцы писчей бумагой. Они заклеивают палец пластырем из офисной аптечки и возвращаются на рабочее место.
Дунаев не видит смысла в учете и рассмотрении этих мелких происшествий. Он считает, что его обязанность – обеспечить работников спецодеждой и создать им комфортные и безопасные условия труда, что он и делает. Если позволить сотрудникам жаловаться, начнутся злоупотребления.
Подобного мнения придерживаются многие российские работодатели. Однако в Минтруде считают, что учет и расследование причин получения микротравм могут стать профилактикой более серьезных происшествий. По мнению министерства, микротравмы на работе часто происходят по той же причине, что и тяжелые травмы, это может означать, что в компании плохо организована охрана труда.
В 2017 г. на производственных предприятиях России произошел 5371 несчастный случай с тяжелыми последствиями, более 50% происшествий стали следствием плохой организации труда и нарушения техники безопасности, сообщил представитель Минтруда. Он сказал, что статистики микротравм у министерства нет, поскольку их учет до сих не был обязательным для работодателей. Более того, по нынешнему закону работодатель не обязан принимать каких-либо мер, если работник получил микротравму.
Этот пробел в законодательстве должны устранить поправки в Трудовой кодекс, которые Минтруд недавно подготовил совместно с Минздравом. Сейчас Минтруд завершает согласование проекта с госорганами. В январе документ планируют направить в Госдуму. «Ведомости» разбирались, помогут ли эти поправки снизить травматизм и улучшить систему охраны труда в российских компаниях.
Без карательных мер
Законопроект признает микротравмами ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения; их следует учитывать, только если они получены во время исполнения трудовых обязанностей, рассказал «Ведомостям» представитель Минтруда. О получении микротравмы работник будет сообщать работодателю сам и по желанию, дело работодателя – микротравму зафиксировать, продолжает он. Подробную процедуру учета обращений Минтруд подготовит после принятия законопроекта в первом чтении.
Минтруд полагает, что лидерами по микротравмам могут стать те сферы, где обычно не происходит тяжелых несчастных случаев, но занято большое число работников. Это сфера бытовых услуг и розничная торговля. Карательных мер в отношении работодателей пока не планируется.
Минздрав комментариев не предоставил.
Слабое место законопроекта в том, что он не описывает, как следует учитывать микротравмы, а следовательно, работодатель может легко уклониться от обязанности регистрировать подобные обращения, полагает Татьяна Николаенко, руководитель практики трудового права юридической компании «Хренов и партнеры». Работник тоже может не обращаться к работодателю за регистрацией микротравмы, потому что в законопроекте не прописано, как получить за нее компенсацию, нет никакой заинтересованности, сетует она. Кроме того, отмечает юрист, микротравмы работники могут получать по собственной невнимательности и неосторожности.
Если поправки Минтруда примут, они не усложнят серьезно жизнь работодателям, потому что государство отдало полностью им на откуп всю систему расследования микротравм, полагает Андрей Сахаров, руководитель службы охраны труда кадровой компании ManpowerGroup. Проверяющим органам, говорит он, будет нелегко выявлять, сколько конкретно микротравм было на том или ином предприятии, потому что если у сотрудника не было больничного листа и он сам не заявил о микротравме, установить факт ее получения практически невозможно. Работники же будут требовать расследования легких случаев, только если они оформлены в организации официально и получают белую зарплату. Те, кто работает без трудовых книжек, обычно не заинтересованы в расследованиях, будь то легкая или тяжелая травма. Они пишут жалобы только тогда, когда им грозит инвалидность, объясняет Сахаров.
Сэкономить на безопасности
Некоторые российские компании начали регистрировать микротравмы уже несколько лет назад. Например, РЖД еще в январе 2014 г. ввела методику расследования, учета и оценки микротравм, полученных работниками РЖД в процессе производственной деятельности. Как сообщил представитель компании, методика действует до сих пор, в компании выстроена система фиксации микротравм и с сотрудниками постоянно проводятся дополнительные профилактические беседы и инструктажи.
В 2017 г., по данным отчета о деятельности РЖД в области устойчивого развития, в компании проведен мониторинг и анализ качества зимней и летней спецобуви, а также спецодежды для защиты от поражения электрическим током. Данные РЖД направила производителям средств индивидуальной защиты, чтобы те понимали, как улучшить качество продукции. Кроме того, около 54 000 сотрудников РЖД прошли обучение в сфере охраны труда. По данным отчета, меры в области охраны труда, и в том числе в учете и регистрации микротравм, позволили РЖД почти в 3 раза снизить за последние семь лет травматизм на производстве: с 534 человек в 2010 г. до 182 в 2017 г. Регистрирует микротравмы и Загорский трубный завод. Заместитель директора завода по коммуникациям Игорь Гусенков рассказывает, что инциденты случаются на производстве минимум раз в две недели: то руку кто-нибудь порежет, то пыль в глаза попадет, то с лестницы рабочий упадет.
Обычно обращение сотрудника фиксирует медработник. Он же сообщает о микротравме руководителю подразделения и представителю управления охраны труда и промышленной безопасности, чтобы те приняли меры – для предотвращения травмирования работников в будущем. Сейчас в штате компании круглосуточно дежурят три медика, в подразделении по охране труда – шесть человек. Всего на заводе 1500 работников.
Гусенков считает, что увеличивать штат работников охраны труда и медиков после принятия закона заводу не придется. То же самое говорит и представитель «Северстали»: у компании – 50 000 сотрудников, в службе по охране труда работает 96 человек. «Северсталь» тоже ведет учет микротравм и расследование их причин, чтобы исключить в дальнейшем повторение подобных ситуаций. За девять месяцев 2018 г. компания выявила 183 микротравмы, уточняет представитель «Северстали».
Но большинство российских работодателей до сих пор не фиксируют микротравмы и вряд ли станут это делать в ближайшем будущем, говорит глава исполнительного комитета межотраслевого независимого профсоюза Свердловской области «Солидарность» Павел Сергиеня. На большинстве предприятий не проведена модернизация и плохо организована охрана труда, продолжает он: чтобы выжить, компании на всем экономят и не закупают, например, для сотрудников спецодежду. Рабочие работают на старых станках, не соблюдают правил безопасности, часто получают микротравмы, но не жалуются руководству на случившееся, потому что знают: работодатели жалобщиков не любят и при первой возможности увольняют. По мнению Сергиени, не способствует увеличению затрат работодателей на безопасность производства и ст. 226 Трудового кодекса, которая обязывает работодателя тратить на охрану труда всего 0,2% суммы затрат на производство продукции. Компании мало инвестируют в технику безопасности.
Большинство работодателей как огня боятся любых расследований, они не хотят, чтобы на предприятие приходил инспектор, устраивал проверку и штрафовал, рассказывает Сахаров. Многие идут даже на дополнительные выплаты пострадавшим, лишь бы они не заявляли о случившемся.
Ощутимая польза
Международный опыт показывает, что фиксация и расследование случаев получения микротравм могут пойти компании на пользу, уверяет Сахаров. Он вспоминает одного своего клиента – международную компанию, производителя товаров массового спроса. В подразделении, отвечавшем за упаковку в этой компании, мастер заметил пятна крови, когда осматривал производственную линию. Выяснилось, что одна из работниц порезала палец. После процедуры расследования компания закупила противопорезные перчатки, и больше таких травм на упаковочной линии не происходило.
Сейчас в компании разработана анкета, в которой описаны наиболее вероятные причины происшествий, их виды и мероприятия по расследованию. Пострадавший пишет свои имя и фамилию, место происшествия и дальше галочками отмечает остальное.
Переход к системе учета и расследования микротравм на рабочем месте поможет и многим российским предприятиям понять, что они делают правильно, а что требует изменений, уверен Александр Сафонов, проректор Академии труда и социальных отношений. Он считает, что после принятия новых поправок предприятиям придется детально прописать во внутренних документах политику в отношении травматизма и конкретные меры по выявлению и расследованию микротравм. Этой политики надо жестко придерживаться и строго наказывать работников, которые ее нарушают, – объявлять им дисциплинарные взыскания, удалять их с участка работы без сохранения дневного заработка и даже увольнять. Если компания все делает правильно, ей проверки государственных органов не страшны, заключает Сафонов. Однако компаниям придется выделять отдельных специалистов, которые будут заниматься регистрацией микротравм, говорит Николаенко.-