Травмы на рабочем месте – следствие ошибок в управлении

Почти все травмы можно предотвратить – если топ-менеджеры предпримут несколько шагов
Варвара Гранкова / Ведомости

Многие руководители безоговорочно верят, что существует компромисс между прибылью и затратами на обеспечение безопасности рабочего места. Это не так.

Вот пример: в годы службы помощником министра труда (с 2009 г. по начало 2017 г.) в Федеральном агентстве по охране труда и здоровья США я получил несколько отчетов о сбоях в системе безопасности на предприятиях DuPont. Компания под давлением акционеров-активистов, желающих повысить доходы, сокращала расходы и допускала ухудшение программы безопасности. Необходимые ремонтные работы и модернизация откладывались, сроки обучения работников отодвигались, оценке рисков внимание не уделялось. В конечном счете на производстве инсектицидов в Ла-Порте (штат Техас) из-за ошибки в обеспечении безопасности базовых процессов произошел выброс высокотоксичного метилмеркаптана. Погибли четыре человека.

Компания получила штраф в несколько сотен тысяч долларов. Я выпустил заявление, где указал, что «эти четыре смерти на рабочем месте, которые можно было предотвратить, и выявленные серьезные угрозы на предприятии свидетельствуют о несостоятельности программы безопасности». Генеральный директор DuPont Эллен Куллман при личной встрече пообещала полностью пересмотреть программу безопасности. Но меньше чем через две недели она покинула свой пост. А ее преемник Эд Брин заявил: «Мы продолжим стимулировать продуктивность и планируем тщательно проанализировать структуру расходов, чтобы акционеры получили желаемую прибыль». Однако в BP и других промышленных гигантах «ускорение снижения расходов» уже вызвало разрушительные последствия. Такие заявления свидетельствуют о неспособности руководителя понять взаимосвязь между безопасностью и операционной эффективностью. Из-за этого в организации создаются условия для некорректного отношения к безопасности.

На самом деле практически все травмы на рабочем месте можно предотвратить, а контроль за безопасностью и производственная эффективность тесно связаны. Травмы и несчастные случаи свидетельствуют об ошибках в управлении. Вот несколько шагов, которые стоит предпринять топ-менеджерам и совету директоров.

Начинать сверху

Генеральный директор должен ставить заботу о безопасности в один ряд с другими должностными обязанностями или даже выше.

Приверженец такого подхода – Джим Галлогли, которого в 2009 г. наняли гендиректором одного из крупнейших производителей химикатов и нефтепродуктов LyondellBasell. Когда Галлогли приступил к работе, фирма переживала банкротство. Его задачей было вернуть компании прибыльность (что он и сделал). Однако на первой встрече с сотрудниками он не стал говорить о финансовых трудностях, а сосредоточился на своей абсолютной приверженности безопасности. Впоследствии он всегда включал отчет о показателях безопасности в каждую телеконференцию по финансовым вопросам.

Руководители компаний также должны знать о наиболее значимых рисках, связанных с деятельностью предприятия, а также о планах их снижения. Многие руководители требуют, чтобы о каждой серьезной травме им докладывали сразу же. Например, в компании – производителе дизельных двигателей о серьезных происшествиях докладывают непосредственно главному операционному директору и сообщают вице-президентам бизнес-подразделений. Зная, что высшее руководство сразу получает и анализирует такие отчеты, руководители среднего звена будут помнить о важности предупреждения несчастных случаев.

Выбрать правильные стимулы

На практике часто бывает, что при необходимости срочного увеличения производства безопасность отступает на второй план. Но в самых надежных и успешных компаниях безопасность неотделима от основной деятельности. Исследование качества, продуктивности и экономической эффективности 19 производственных предприятий, а также опрос работников и руководителей о программе безопасности этих компаний показали: когда ухудшается безопасность, страдают качество продукции и производительность. Образуется больше отходов, требуется больше доработок, а работники менее вовлечены.

Операционные менеджеры должны понять, что безопасность – ключевая их цель независимо от замечаний коллег и начальства или размера премии. Я много раз видел, как руководителей не наказывают за неэффективность системы управления безопасностью, если те добиваются высоких производственных показателей. Согласно же политике LyondellBasell безопасность не менее важна, чем прибыль. В случае серьезного происшествия – будь то пожар, выброс химических веществ или серьезная травма – никто из руководителей не получает премию.

Не винить работников за травмы

Любой человек в какой-то момент может устать, заскучать или отвлечься. Поэтому ошибки неизбежны. Отлаженные программы безопасности это учитывают и предусматривают дополнительные меры, чтобы ошибки не приводили к травме или смерти.

Следует также помнить, что серьезные происшествия почти всегда имеют несколько причин, а не вызваны действиями одного человека. Лучший способ предотвращения несчастных случаев – рассматривать человеческий фактор как следствие, а не как причину проблем на производстве. Важно не кто виноват, а почему были нарушены правила защиты.

Пересмотреть взгляды на статистику

Число несчастных случаев – важный показатель, в то же время эта статистика – запаздывающий индикатор. Она определяет проблемы, которые требуют незамедлительного вмешательства, но не дает корректную оценку системы менеджмента охраны труда в компании.

На протяжении многих лет считалось, что, если предотвращать мелкие травмы, риск более серьезных травм сведется к минимуму. В действительности причины наиболее серьезных травм и смертельных случаев довольно сильно отличаются от причин регистрируемых несчастных случаев. В особенности это относится к опасным производствам, где лишь одно происшествие может привести к катастрофе. Хорошо известен случай, когда вечером руководство BP посетило нефтяную платформу Deepwater Horizon, чтобы вручить премии работникам за низкое число несчастных случаев, а на следующий день там произошел ужасный взрыв.

Определять конкретные целевые показатели травматизма необходимо. Но рекомендуется стремиться не к сокращению их числа, а к нулевому травматизму (при этом сообщения о травмах являются обязательным требованием). Когда цель – сокращение количества несчастных случаев, а не их полное отсутствие, напрашивается сомнительный вывод: травмы на рабочем месте – это нормально, главное, чтобы пострадавших было меньше, чем раньше.

Выбрать опережающие индикаторы

В отличие от запаздывающих индикаторов (таких, как зафиксированные несчастные случаи) опережающие показатели позволяют прогнозировать смертельные случаи, серьезные травмы или события с катастрофическими последствиями.

Они могут касаться эффективности выявления и устранения опасных факторов, расследований происшествий или времени, которое требуется для исполнения рекомендаций. Каждая фирма должна выбрать или разработать собственный набор индикаторов.

В фармацевтической компании Allergan, например, введена практика полезных наблюдений – отчетов о потенциально опасных ситуациях, небезопасных условиях – с предложениями по снижению рисков. Этот механизм позволяет работникам сообщать руководству о проблемах. К тому же благодаря этой практике компания постоянно уделяет особое внимание снижению рисков. Полезные наблюдения – отправная точка для другого показателя, который отслеживает компания: скорости устранения серьезных угроз. Недостаточно просто получать данные наблюдений. Важно работать над устранением серьезной опасности.

Опережающие показатели должны стать неотъемлемой частью системы вознаграждения руководителей. Например, в международной химической компании Dow Chemical результаты высшего руководства оцениваются по опережающим индикаторам безопасности, а не по числу несчастных случаев.

Внедрить систему менеджмента охраны труда

Руководитель должен внедрить системный процесс, который позволит определить и устранить опасные факторы прежде, чем пострадают работники. Обычно такие программы называются «Система менеджмента охраны труда» или «Программа предупреждения травматизма и заболеваний».

Эффективная система менеджмента должна включать: поддержку руководства; участие работников (в том числе участие профсоюза, если он есть в организации); определение, оценку, предупреждение и контроль угроз; обучение и подготовку персонала; регулярную оценку и корректировку программы.

Кроме того, она должна содержать инструкции по расследованию происшествий, которые иногда называют «на волоске». В этих расследованиях с участием руководителей, работников и специалистов по безопасности анализируется цепь причин или коренные причины происшествия, а затем разрабатываются рекомендации по их предотвращению в будущем.

От гендиректоров самых надежных компаний вряд ли можно услышать избитую фразу «безопасность превыше всего», потому что они понимают, что безопасность не стоит превыше всего, а является неотъемлемым условием их работы.

Об авторе: Дэвид Майклз – профессор экологического и производственного здравоохранения в Школе общественного здравоохранения Института Милкена в Университете Джорджа Вашингтона