Если начальник годится сотруднику во внуки
Управление коллективами, которые включают до пяти разных поколений, – особая задачаПроблема управления сотрудниками, относящимися к разным поколениям, для компании Pitney Bowes особенно актуальна. Брижит ван Ден Хоут, вице-президент по кадрам, должна убедить 20-летних сотрудников, что у них есть будущее в компании. Компания развивает интернет-торговлю, чтобы компенсировать падение офлайнового спроса на франкировальные машины. Около трети коллектива – ветераны старше 50 лет. Для развития онлайнового бизнеса были созданы группы из примерно 15 сотрудников разного возраста и из разных отделов, разбирающихся в IT, продажах, коммерческом праве. Решения принимаются совместно, и молодежь имеет равное право голоса с опытными сотрудниками. Старый способ работы, когда сотрудники делятся по возрасту и опыту и наибольший авторитет имеют ветераны, больше не актуален, говорит ван Ден Хоут.
Новый тренд: пожилые сотрудники становятся ключевой рабочей силой. Вместо того чтобы уйти на пенсию в 50–60-летнем возрасте, они продолжают занимать рабочие места в офисах, на фабриках, в больницах и других организациях. Работодатели все чаще имеют дело с коллективом, в котором больше пожилых сотрудников и в котором представлено все больше поколений. Разница в возрасте между сотрудниками составляет до 60 лет. Это означает, что работодатели должны создавать возможности для карьерного роста молодых сотрудников (или рисковать их потерять) и в то же время убеждать ветеранов, что их ценят. Компании должны убедить работников разного возраста сотрудничать.
Вдруг оказалось, что 20- и 30-летние должны работать вместе с ровесниками своих родителей и даже дедушек-бабушек, причем руководить ими или занимать равные должности, а не поступать к ним в подчинение, как было раньше, говорит Питер Капелли, профессор менеджмента в Wharton School. Пожилых сотрудников много на всех уровнях, говорит Капелли.
Пожилые работники – единственная возрастная группа, доля которой в экономике растет, по данным Бюро трудовой статистики США. В 2016 г. около 27% работников в возрасте от 65 до 74 лет трудились полный или неполный рабочий день, а к 2026 г., по прогнозам Бюро, будут работать уже 30%. В 2016 г. 64% людей в возрасте от 55 до 64 лет работали, но в следующем десятилетии эта доля вырастет до 67%.
Для работодателей управление командами, которые включают от четырех до пяти разных поколений, – это новая задача. Самая большая ошибка, которую они могут сделать, – сосредоточиться на этих самых возрастных различиях.
«Самые распространенные стереотипы – что пожилые люди не разбираются в технологиях и не хотят учиться новому или что молодые люди постоянно меняют места работы», – говорит Джо Кейси, консультант компании Retirement Wisdom и бывший менеджер по персоналу Merrill Lynch. По его словам, задача начальника – выявить полезные навыки и сильные стороны каждого сотрудника по отдельности, а не навешивать ярлыки.
Другая ключевая проблема – заставить пожилых работников, опасающихся потерять работу, помогать младшим. Ванесса Контрерас, вице-президент по кадрам и производству в компании – изготовителе матрасов ручной работы McRoskey Mattress, вспоминает, что когда она 10 лет назад устраивалась на работу, 90% сотрудников компании были старше 50 лет. В штате McRoskey более 30 человек.
Чтобы привлечь молодых рабочих, Контрерас обещала учить их нескольким специальностям, чтобы они могли продвигаться по службе. Но сначала ей пришлось убеждать ветеранов, что они не потеряют работу, если поделятся своими знаниями. Она сказала им, что компания не планирует сокращать штат, и напомнила, что их права защищает профсоюз. Несколько ветеранов производства вышли на пенсию, что позволило молодым сотрудникам, освоившим несколько специальностей, получить повышение.
В команде, составленной только из молодежи, не будет никого, имеющего опыт работы на нескольких начальников, а также досконально знающего процессы и культуру компании. А команда, сформированная только из немолодых работников, вряд ли разбирается в социальных сетях или больших данных, говорит Джина Майстер, основатель консалтинговой компании Future Workplaces.
В компании – производителе офисных картотек Steelcase старшие члены разновозрастных команд помогают молодым повышать квалификацию, что очень важно для Steelcase, страдающей от массового ухода на пенсию возрастных сотрудников. Около 58% из 1000 работников завода старше 50 лет.
Программы наставничества также способствуют обмену знаниями между поколениями. Компания Bon Secours Virginia Health System имеет официальные и неформальные программы наставничества для 14 000 сотрудников, возраст которых варьируется от 18 до 93 лет. Джим Годвин, старший вице-президент по кадрам, вспоминает своего первого наставника – сотрудника IT-службы. Тот научил Годвина, как пользоваться новыми приложениями и как учить этому других.
Перевела Юлиана Петрова