Почему не следует избавляться от сотрудников-пенсионеров без разбора

Существуют и более эффективные способы омоложения трудового коллектива, полагают эксперты
Варвара Гранкова
Варвара Гранкова

В январе 2018 г. главный инженер Новочеркасского электровозостроительного завода (НЭВЗ) Роман Лобачев получил служебную записку, подписанную директором по персоналу Юрием Исаковым. В ней говорилось, что НЭВЗ, исполняя поручение «Трансмашхолдинга» (в него входит завод) по омоложению трудового коллектива, планирует уволить в 2018 г. возрастных сотрудников. К записке прилагался список из 54 сотрудников в возрасте от 59 до 73 лет. Должности – от сторожа и слесаря-ремонтника до ведущих специалистов. Главного инженера просили представить списки кандидатов на увольнение по соглашению сторон в первом и втором полугодии. «Ведомости» ознакомились с копиями документов. Их содержание подтвердили пять сотрудников завода.

НЭВЗ – крупнейший в России производитель магистральных грузовых и пассажирских электровозов и градообразующее предприятие Новочеркасска. По словам двух работников из списка, начальство уже сообщило им, что на заводе идет омоложение коллектива, и поинтересовалось, когда они готовы написать заявление об уходе – до 30 июня или до 31 декабря.

Несколько пенсионеров – сотрудников других дирекций – технической и по качеству – сообщили, что им тоже предложили уволиться по соглашению сторон. Одного из специалистов дирекции по качеству, проработавшего на заводе почти 30 лет, по его словам, в январе вызвали в отдел кадров и предложили уйти по соглашению сторон с компенсацией в один среднемесячный заработок. «Я сказал: не позорьтесь», – говорит он.

В 2018 г. увольнения могут коснуться около 350 пенсионеров, сообщили «Ведомостям» два работника завода. Исаков отказался от комментариев. Представитель завода в ответ на запрос «Ведомостей» посоветовал обратиться в «Трансмашхолдинг». Пресс-служба холдинга отказалась комментировать увольнения пенсионеров.

Больше электровозов

Наталья Шишлакова, заместитель гендиректора «Трансмашхолдинга» по кадровой политике, отрицает, что холдинг давал заводу указание «жестко выгонять пенсионеров». Их доля сокращается естественным путем – люди уходят на пенсию или перестают соответствовать требованиям к квалификации, говорит Шишлакова. Она пояснила, что в 2017–2019 гг. «Трансмашхолдинг» выполняет большую программу производства локомотивов для РЖД, меняет оборудование и совершенствует технологии, а это означает более высокие требования к рабочим местам. По ее словам, «Трансмашхолдинг» много инвестирует в обучение и развитие сотрудников, но вкладывать в человека, который уволится через год или два, не имеет смысла.

НЭВЗ занимается омоложением кадров с сентября 2017 г. В январском выпуске заводской многотиражки «НЭВЗ-вперед» была опубликована статья Исакова, в которой говорилось, что с сентября 2017 г. завод расторг договоры со 131 возрастным работником, нанял на работу 632 сотрудников и к концу года достиг цели – доля возрастных сотрудников составила 22,7%. Согласно годовому отчету НЭВЗ за 2015 г., их было 28%.

Работница ремонтно-механического цеха – одна из этих уволившихся 131 пенсионеров, рассказала, что ее трижды вызывали в отдел кадров, убеждали написать заявление об уходе по собственному желанию; сейчас она работает по срочному договору. Часть пенсионеров переведена на срочные трудовые договоры, это нормальная практика, говорит Шишлакова.

«Трансмашхолдинг» переводит лучших конструкторов с дочерних заводов в инженерный центр на базе Тверского вагоностроительного завода, объясняет консультант, знакомый со стратегией холдинга, а конструкторские отделы на всех заводах со временем будут упразднены. НЭВЗ и другие заводы станут сугубо производственными площадками. Идет интеграция всех заводских конструкторских бюро в единый инжиниринговый центр, штаб-квартира которого находится в Москве, говорит представитель «Трансмашхолдинга».

В 2018 г. производственный план НЭВЗ, по данным компании, вырос на 63% по сравнению с 2017 г. – из-за увеличения заказа от РЖД. Руководящий работник технической дирекции (пенсионер, готовящийся к увольнению в 2018 г.) утверждает, что проблем с квалификацией на заводе нет, НЭВЗ десятки лет запускает новые модели локомотивов, давно налажены процессы подготовки производства, технологической и конструкторской.

Такие же, как все

Трудовой кодекс не позволяет уволить человека из-за того, что он достиг пенсионного возраста, говорит юрист «Центра социально-трудовых прав» Ксения Михайличенко: чаще всего их увольняют по собственному желанию, принуждая разными методами. Популярная схема – заключить срочный договор с пенсионером, говорит партнер «Алимирзоев и Трофимов» Юлия Замятина. Потом договор либо продлевают, либо человек уходит на пенсию, а работодателю при этом не приходится платить компенсацию, продолжает она.

Контроль за возрастным составом – одна из задач управления персоналом: на предприятии с пожилым коллективом со временем может не остаться рабочих рук, рассказывает Виктория Петрова, гендиректор консалтинговой компании «ЛюдиPeople» и бывший директор по персоналу UC Rusal. Коллектив можно омолодить за 2–3 года, знает она.

В России есть работодатели, которые поощряют людей пенсионного возраста увольняться вовремя – с помощью достойной корпоративной пенсии и щедрого выходного пособия, но таких очень мало, указывает Михайличенко.

Из РЖД, например, каждый год по собственному желанию в связи с выходом на пенсию увольняются по 25 000 человек, сообщил представитель компании. Они получают единовременное пособие, зависящее от стажа: например, при стаже в 30–35 лет у мужчин и 25–30 лет у женщин – пять среднемесячных заработков. Средний возраст сотрудника РЖД в 2012 г. – 39,3 года, сейчас – 39,1 года. Более 650 000 работников РЖД участвуют в корпоративной пенсионной системе на условиях софинансирования с работодателем, в 2017 г. средняя назначенная пенсия составила 8700 руб., по данным РЖД.

Многое зависит от финансовых возможностей работодателя, говорит старший юрисконсульт ManpowerGroup Алена Редько. Так, «Газпром добыча Уренгой» выплачивает каждому работнику, достигшему пенсионного возраста и проработавшему на предприятиях «Газпрома» больше 20 лет, до 16 заработков, проработавшему 15–20 лет – до 14 заработков. Если человек продолжает трудиться, то через полгода после дня рождения он теряет право на пособие. За последние пять лет пособие получили 2500 сотрудников, сейчас в «Газпром добыче Уренгой» работают более 12 000 человек, сообщил представитель компании.

Цивилизованный способ расставания – платить пенсионерам, увольняющимся по соглашению сторон, такое же пособие, как обычно при сокращениях, – три среднемесячных заработка, говорит Михайличенко.

Передать опыт

Иногда программы омоложения трудового коллектива в российских компаниях приводят к повышению его эффективности, но часто – и к вымыванию квалифицированных кадров, которые приходится восстанавливать с большими затратами, говорит консультант Korn Ferry Hay Group Ольга Целер. Снизить риски этих потерь поможет преимущественное право опытных возрастных сотрудников остаться на работе, отмечает Редько.

Средний возраст сотрудников производителя авиационных двигателей ММП им. Чернышева – 47 лет, сообщил представитель завода. За 5 лет он изменился незначительно, но почти полностью сменился топ-менеджмент. Главному инженеру 32 года, техническому директору – 34, заместителю управляющего директора по производству – 40 лет, а прежние руководители в возрасте 58–65 лет стали заместителями или советниками, рассказал представитель завода. Ротация длилась около трех лет. Увольнение возрастных специалистов дестабилизировало бы предприятие, объясняет управляющий директор Амир Хакимов, но нужно было мотивировать молодых руководителей и модернизировать производственную систему.

Составить списки людей старше 60 лет и выгнать – самое простое и наименее эффективное решение, говорит Петрова. Некоторые сотрудники 55–60 лет работают лучше, чем молодежь, продолжает она, надо определить квалификационные требования к каждому рабочему месту и оценивать соответствие им работников, а потом уже делать выводы: кому не хватает знаний и навыков, а кого подводит здоровье. Времени уйдет больше, чем при увольнении всех пенсионеров без разбора, но эффект будет выше, уверена Петрова. Обновление должно происходить постепенно, считает Целер, решение должно приниматься по каждому сотруднику по отдельности, а на каждую ключевую специальность и руководящую должность должен быть кадровый резерв. Шишлакова говорит, что «Трансмашхолдинг» уже два года создает резерв инженерно-технических работников и руководителей, но не сообщила, сколько в нем человек.