Как заработать, отбеливая зубы на дому

Этот бизнес очень прибылен, но сложнее, чем кажется
Нарт Тарба и Савелий Ашуба (на фото слева направо) сами ездят с чемоданчиками и лампами к клиентам/ Максим Стулов/ Ведомости

25-летний Савелий Ашуба трудился аналитиком в небольшой инвестиционной компании и тяготился однообразием офисной службы. В конце 2016 г. он и его друг инженер-строитель Нарт Тарба решили: все надоело, пора открывать свой бизнес. У друзей на двоих было около 1 млн руб. накоплений, Ашуба зарабатывал примерно 100 000 руб. в месяц. Зимой 2016 г. он побывал в США и заметил, что в каждом молле стоит «островок» косметического отбеливания зубов: «Люди садятся в ряд, сидят с капами по 45 минут, мужчины, женщины, никто не стесняется». Молодые люди решили перенять американскую идею. Однако вроде бы простой бизнес оказался гораздо сложнее, нежели им представлялось вначале.

Моллы и чемоданчики

В начале 2017 г. Ашуба и Тарба стали обходить крупнейшие торговые центры, такие как «Европейский», «Атриум», «Метрополис», «Афимолл», «Авиапарк»: «Приходили незваные-нежданные, спрашивали, где администрация, прорывались через охрану, добивались аудиенции». Но расценки показались неподъемными: чтобы арендовать место для 7–8 кресел, нужно $7000 в месяц, говорит Тарба.

«Мы расстроились и придумали мобильный формат: клиент нажимает кнопку на сайте, мы приезжаем к нему, отбеливаем зубы и уезжаем», – говорит Ашуба. Придумали название – Emalica, стоимость процедуры – 5000 руб. Ашуба зарегистрировал ИП, партнеры делят прибыль пополам, но договоренности между ними устные.

При косметическом отбеливании, как и при стоматологическом, используются ультрафиолетовые лампы и гели с перекисью водорода или пероксидом карбамида, только в гораздо меньшей концентрации (4–6% против 25–40%), они не считаются медицинскими препаратами. Поэтому медицинская лицензия не требуется, объясняет Ашуба. Все просто: нанести на зубы активатор для подготовки полости, потом накапать в одноразовую капу гель и передать клиенту, включить лампу, повторить еще два раза.

Молодые люди стали искать поставщика материалов и вышли на новосибирского производителя гелей White & Smile. Она развивает сеть салонов отбеливания зубов по франшизе, под брендом White & Smile работает 250 точек, говорит исполнительный директор компании Евгения Устюгова. По ее словам, Emalica – один из нескольких десятков партнеров компании в Москве и Подмосковье, оказывающих услуги с выездом на дом.

Ашуба и Тарба купили у White & Smile лампу, гели, капы и спонжи на 100 процедур за 550 000 руб. В пакет входило обучение (дистанционное, по телефону и скайпу), сертификаты на гели и юридическая консультация.

В Общероссийском классификаторе услуг населению его нет, поэтому провайдеры называют услугу по-разному – либо консультацией, либо торговлей косметическими товарами, объясняет Александр Бубликов, представитель My Brilliant Smile. Emalica трактует отбеливание как консультации специалистов о порядке пользования технически сложными товарами с демонстрацией их в действии (код ОКУН 121113).

Юристы подсказали, что клиент Emalica должен заполнять анкету об отсутствии у него противопоказаний и давать письменное согласие на процедуру, как это требуют стоматологи.

Расплатиться отзывами

За 60 000 руб. партнеры заказали разработку сайта в сетевом рекламном агентстве. Переплатили, сокрушается Ашуба: потом, когда потребовалось изменить дизайн, сделали это сами за три дня в конструкторе сайтов Tilda и потратили всего 1500 руб.

Партнеры также заплатили агентству 150 000 руб. за контекстную рекламу, а получили всего 30 лидов и 18 клиентов, сетует Тарба. Партнеры поняли, что нельзя рекламировать новую услугу, о которой еще мало кто знает. Нужна разъяснительная работа и обращение к лидерам мнений: специалистам по пиару, маркетингу, редакторам журналов. Ашуба и Тарба сделали для них 50 бесплатных процедур, взамен просили оставлять отзыв. Это дало около 150 платных клиентов.

Антон Городецкий, заместитель главного редактора Maxim Online, рассказывает, что ему вообще нравятся приложения такси, банкинга, доставки еды и прочие современные сервисы. В конце января к нему в редакцию приехали ребята из Emalica и сделали процедуру, а он написал о впечатлениях в Facebook. У Городецкого 527 подписчиков.

Агенты по вызову

До октября 2017 г. Ашуба и Тарба сами ездили с чемоданчиками по вызовам, а потом перестали справляться. Стали искать через HeadHunter сотрудников с опытом работы в косметических салонах или гигиенистов.

Москва отбеливает зубы

Гель с небольшим содержанием активного вещества вряд ли может навредить зубам, но и эффект намного ниже, говорит врач-стоматолог клиники АСМ Юлия Дзевишек. По ее оценке, препарат с 4,2% перекиси водорода осветляет зубы на один-два тона, тогда как при медицинский гель – в среднем на 6–8 тонов. Профессиональное отбеливание в Москве по технологии Zoom стоит от 15 000 до 35 000 руб., говорит Дзевишек. По данным РБК, в 2017 г. в Москве стоматологи провели 1,8 млн приемов для отбеливания зубов на 2,3 млрд руб. Потребители также часто покупают наборы для самостоятельного отбеливания: полоски, гели, карандаши, светодиодные лампы небольшой мощности. В 2017 г. в Москве их было продано на 330 млн руб., по данным РБК. Студии косметического отбеливания зубов тоже есть, но спрос небольшой. В 2017 г. в Москве 5500 клиентов воспользовались услугами студий на 75 млн руб. Стоит сеанс 3000–5000 руб.

На вакансии отозвалось около 50 человек. «Мы отбирали по двум параметрам: чтобы у человека был приятный внешний вид и чтобы он грамотно изъяснялся», – говорит Ашуба.

Дарья Иванова устроилась в Emalica в ноябре 2017 г. после переезда в Москву из Сочи, где раньше работала администратором гостиницы. В числе первых нанятых были администратор стоматологической клиники, студентка – старшекурсница стоматологического вуза и мастер маникюра из салона красоты. С ними были заключены не трудовые, а агентские договоры, говорит Ашуба.

За один выезд сотрудники получают по 1000 руб. – 20% стоимости. «Парикмахеры получают больше, но они работают. А тут человек просто лампу установил, гель намазал, передал и сидит отдыхает 15 минут – и так три раза», – говорит Тарба.

Агентов проверяет по базе на судимости знакомый владелец коллекторского агентства (с ним Ашуба познакомился, когда работал в микрофинансовой организации). Сейчас у Emalica 10 внештатных специалистов и три кейса с лампами. Обычно днем одновременно по заказам ездят два сотрудника. Затраты на расходные материалы составляют 1000 руб. на клиента, на маркетинг – 1500 руб., на плату исполнителю – 1000 руб. Остальные 1500 руб. – прибыль.

Прорваться в офисы

Андрей Кумпан, руководитель двух студий экспресс-отбеливания White club в Москве, изначально планировал работать не только в помещениях, но и выезжать на дом или в офис. Но, взвесив все риски и затраты, отказался от идеи, даже не стал покупать оборудование. Первый кабинет был открыт в Гостином дворе, второй – в ТЦ «Наутилус». Начальные вложения в точку – 300 000 руб. В месяц один White club посещает около 20 человек, за три месяца компании не удалось выйти на самоокупаемость, говорит Кумпан.

По мнению Михаила Селезнева, бывшего совладельца шести бутиков экспресс-отбеливания, продать услугу с выездом на дом сложнее, нежели открыть точку в торговом центре: компания сначала должна завоевать доверие, чтобы клиент пустил в квартиру постороннего человека и согласился на такую серьезную процедуру.

В декабре 2017 г. Ашуба и Тарба поняли, что только корпоративные клиенты обеспечат рост выручки. Они стали искать контакты менеджеров по персоналу в банках, страховых и аудиторских компаниях и предлагать им услуги для сотрудников со скидкой. Анна Миронова, специалист по компенсациям и льготам Deloitte, рассказала о договоренности с Emalica. В московском офисе Deloitte работает 1700 человек, средний возраст – 28–30 лет. По ее словам, в ДМС не включена процедура отбеливания, а сотрудники смогут заказывать услугу в офисе или на дому с корпоративной скидкой. Представитель компании PwC тоже подтвердил факт переговоров с Emalica, но сообщил, что никаких договоренностей пока нет. В декабре 2017 г. выручка Emalica составила 2,1 млн руб., число заказов выросло до 350.

Армия с лампами

Ашуба надеется, что к концу 2018 г. у компании будет уже 50 клиентов в день. Для этого придется нанять еще 10 сотрудников и докупить лампы.

Основатель Data Insight Федор Вирин говорит, что для такой компании это предел. Эту услугу может выполнить практически любой человек без подготовки. По мнению Вирина, Emalica придется конкурировать с частниками, которые купят гель, лампу и дадут объявление на Avito или в социальных сетях, а также косметологами и визажистами, выезжающими на дом.

Крупные интернет-площадки выжидают. Экспресс-отбеливание может заинтересовать YouDo, если количество заказов составит 1000 в месяц (сейчас 10), говорит сооснователь сервиса Денис Кутергин. У площадки 2 млн клиентов и 500 000 исполнителей. Если будет спрос, YouDo готов добавить в каталог специальную категорию, подобрать исполнителей и проинформировать о новой услуге всех клиентов, говорит Кутергин.