Какие директора нужны компаниям в 2018 году

Три типа самых востребованных руководителей
Варвара Гранкова

Примерно 60% российских работодателей, по данным опроса компании «Юнити», считают, что их руководители не обладают качествами, которые необходимы для исполнения стратегии развития компаний. Опыт, настойчивость, выдержка и выносливость обязательны для любого лидера и это 80% требований, замечает управляющий директор «Юнити» Феликс Кугел. Сейчас от руководителя ждут, чтобы он был гибок, умел разбираться в новых технологиях, а также был способен оценить, как эти технологии изменят отрасль и компанию. Но получить эти навыки многие менеджеры просто не успевают, говорит Кугел.

В январе 2018 г. большая часть из 50 крупных предприятий, опрошенных компанией RosExpert, подтвердили, что ищут новых топ-менеджеров, и рассказали, каких именно. Нанимаемых топ-менеджеров можно разбить на три категории.

Интернет-предприниматель

Летом 2017 г. Альфа-банк нанял Оскара Хартманна, основателя интернет-сервиса KupiVIP.ru, советником по цифровизации банка. Андрей Захаров, директор департамента по подбору персонала для финансовых институтов агентства «Контакт», говорит, что все банки сейчас хотят использовать бизнес-модель, которой придерживается банк «Тинькофф»: онлайн-банкинг без офлайновых офисов или с минимумом офисов. А Хартманн умеет продавать премиальные товары онлайн, привлекать большой трафик обеспеченной молодежи, предполагает Захаров. Представители банка отказались отвечать на вопрос, какие новые задачи банк ставит перед Хартманном.

Сейчас корпорации очень заинтересованы в бывших интернет-предпринимателях, они мыслят широко и полезны, даже если не имеют опыта работы в данной индустрии, говорит Илья Ильин, коммерческий директор Kelly Services. По его словам, только фармацевтика или промышленность непременно требуют отраслевого опыта.

В этом году по-прежнему будет высок спрос на коммерческих и операционных директоров с предпринимательским опытом, успешно прошедших кризис 2014 г., говорит руководитель проекта «Антирабство» Алена Владимирская. Работодатели ищут тех, кто умеет повышать прибыль по копейке, оптимизировать персонал, логистику, производство, считает Владимирская.

По словам Рустама Барноходжаева, директора департамента по работе с ключевыми клиентами «Юнити», многие собственники предприятий пытаются найти топ-менеджмент, который мог бы вытащить компанию из кризиса, не меняя бизнес-модель, пусть даже в кризис вскрылись ее недостатки. Особенные надежды они возлагают на нового суперпродавца – коммерческого директора, говорит эксперт.

Другая сфера

В этом году компании гораздо охотнее, чем раньше, будут брать топ-менеджеров с опытом работы в других отраслях, отмечено в отчете RosExpert. Яркий пример – в ноябре 2017 г. Дмитрий Страшнов стал операционным директором производителя удобрений «Еврохим». С апреля 2013 г. по июль 2017 г. Страшнов руководил «Почтой России», а прежде – сотовым оператором Tele2 в России. «Еврохим» растет, поэтому нуждается в существенном укреплении управленческой команды, говорит генеральный директор группы «Еврохим» Дмитрий Стрежнев.

Директоров из других отраслей привлекают, чтобы привнести в отрасль свежие управленческие идеи, более эффективные бизнес-процессы, говорит Кира Морева, руководитель группы консультантов по подбору персонала в Ancor FinTech.

Другой пример – бывший президент сети салонов связи «Связной» Майкл Тач возглавил розничный бизнес Альфа-банка. По мнению Захарова, значимую роль сыграл опыт Тача в розничном бизнесе. Ритейлеры и производители потребительских товаров традиционно сильны в маркетинге, в продвижении брендов и продуктов. Специалист из розничной торговли может не знать тонкостей о кредитах, депозитах и прочих банковских продуктах, но знает, как эффектно предложить продукт потребителю, добавляет Захаров.

За семь месяцев работы в Альфа-банке Тач усилил команду, под его руководством обновились продукты и услуги. Розничный кредитный портфель Альфа-банка за год вырос на 45%, портфель по кредитным картам – на 28,8% (против 11% по рынку кредитных карт в целом). Отчасти это заслуга Тача, сообщили представители банка.

«Чем более разносторонний опыт у кандидата – банки, ритейл, телеком, – тем интереснее он для компании и рынка труда в целом», – говорит Марина Тарнопольская, управляющий партнер компании «Контакт».

В качестве примера Тарнопольская приводит Германа Шеховцева, бывшего гендиректора холдинга «Энергостройинвест», а ныне гендиректора Центральной дистрибуторской компании (ЦДК), которая занимается продукцией Procter & Gamble, Nestle, Mars и др. Это назначение Шеховцев получил благодаря разнообразному руководящему опыту, позволяющему побороть неэффективные управленческие шаблоны, распространенные в отрасли, прокомментировал представитель ЦДК. Компании был нужен человек, который бы построил эффективную систему продаж, а на всех предыдущих местах работы Шеховцев успешно выполнял планы продаж, знает Тарнопольская. И для собственников ЦДК эти умения оказались важнее, нежели отсутствие опыта работы в отрасли потребительских товаров, комментирует Тарнопольская.

Смена технологий

Еще полтора года назад началась массовая смена IT-директоров и сейчас она усиливается, говорит Владимирская. Наиболее заметна эта тенденция в банках и страховых компаниях. Страховщики, например, перестраивают информационные системы под онлайновые полисы и онлайн-продажу страховок, по максимуму переносят бизнес-процессы в интернет, требования к IT-директорам выросли, поясняет эксперт. Захаров знает несколько крупных банков, которые сейчас ищут IT-директоров. Они ставят перед директорами задачу не просто обслуживать бизнес-процессы, но и фактически создавать новые банковские продукты, говорит Захаров.

В свою очередь, промышленные предприятия стали нанимать IT-менеджеров из финансового сектора, эта отрасль считается одной из наиболее продвинутых пользователей IT. Например, Анджей Аршавский, бывший руководитель центра компетенций по супермассивам данных «Сбербанк технологий», в прошлом году перешел в НЛМК. Он занял новую для компании должность директора по анализу данных и моделированию. Конечная цель – с помощью математических методов повысить эффективность производства и бизнес-процессов НЛМК, сообщил представитель компании.

В ноябре 2017 г. вице-президентом по IT стал выходец из «ФК Открытие» Кирилл Меньшов. Тогда представители «Ростелекома» сообщили, что задача Меньшова – способствовать превращению классического оператора связи в IT-компанию. «Ростелеком» старается увеличить долю цифровых услуг в выручке, а информационные системы «Ростелекома» должны поддерживать эти новые сервисы.

IT-директор – одна из самых востребованных на рынке руководящих позиций, рассказывает Максим Антонов, руководитель практики IT/Digital компании Cornerstone. Пять лет назад обязанности IT-директоров ограничивались внедрением новых информационных систем. Сейчас работодатели гоняются за топ-менеджерами с опытом работы и в IT, и в бизнесе: маркетинге, финансах, производственном планировании, бухгалтерии и т. п. Компании готовы платить таким кандидатам до 20 млн руб. в год, добавляет Антонов.

Вакансии управленцев, связанные с новыми технологиями (например, директора по цифровым технологиям, по инновациям и т. п.), стали самыми дорогими во всех отраслях, говорит Кугел. Сейчас работодатели предлагают таким директорам даже больше денег, нежели среднестатистическим генеральным или управляющим директорам. За знатоками технологий охотятся работодатели из консервативных отраслей: энергетики, металлургии, машиностроения, химии, отмечает Кугел. Если в 2016 г. директорам производственных компаний предлагалась зарплата максимум в 300 000 руб., то в 2017 г. таким управленцам предлагают уже 400 000 руб. в месяц и больше. Но список требований к ним стал гораздо шире, указывает эксперт.