Как заработать сотни миллионов на уроках английского

Китаянке Синди Ми помог в этом собственный негативный школьный опыт
Варвара Гранкова
Варвара Гранкова

Рынок услуг онлайн-обучения иностранным языкам в Китае оценивается в $4,5 млрд, и конкуренция на нем очень велика. Однако основательницу сервиса VIPKid Синди Ми это не пугает. Целевая аудитория VIPKid – десятки миллионов китайских детей и подростков в возрасте от четырех до 12 лет. Сервис предлагает онлайн-обучение английскому языку в режиме реального времени, связывая китайских учеников с преподавателями из США и Канады. Индивидуальный видеоурок продолжительностью 30 мин, построенный преимущественно по американским программам, обходится ученику в 130 юаней (чуть больше $20). Спрос на такие услуги в Китае сейчас огромен, и VIPKid быстро растет. Компания была основана в 2013 г., а в 2016 г. выручка VIPKid составила 2 млрд юаней ($318 млн), в 2017 г. – 5 млрд юаней ($795 млн).

В августе прошлого года компания Ми завершила очередной раунд привлечения инвестиций. Она получила $200 млн и сейчас оценивается более чем в $1 млрд. «С помощью технологий мы радикально преобразили процесс обу­чения детей», – говорит предпринимательница.

Привычка учиться

Ми начала изучать английский язык самостоятельно в возрасте 13 лет. Когда ей было 14 лет, ее семья переехала из окрестностей Пекина в Харбин. В новой школе у Ми не сложились отношения с учителем математики. По словам Ми, этот конфликт придал ей решимости в будущем самой стать преподавателем, чтобы прививать детям любовь к учебе.

В 17 лет, окончив школу, Ми вместе со своим дядей основала курсы английского языка ABC English. С самого начала она отвечала за развитие бизнеса и расширение сети отделений по всему Китаю. Ми вспоминает, что ее рабочий день продолжался по 14 часов, но после этого она посвящала еще несколько часов учебе. Девушка продолжала изучать английский язык и самостоятельно готовиться к получению степени по английской литературе. «В Китае есть система самообучения, и после самостоятельного обучения можно сдать экзамены – такие же, какие сдают студенты университетов, или еще более трудные. Но это очень тяжело, я думаю, так поступают единицы», – говорит Ми.

С 2010 по 2012 г. Ми училась по программе MBA в Cheung Kong Graduate School of Business (CKGSB). Именно тогда у нее окончательно сформировалась идея, впоследствии воплощенная в VIPKid. «Меня захватила возможность связывать учителей и учеников между собой в режиме реального времени, организовывать занятия с эффектом присутствия. Это очень интересно», – вспоминает Ми.

Бизнес-школа научила ее мыслить глобально, а не ограничиваться одной компанией, одной отраслью или одной страной, добавляет основательница VIPKid. Это помогло ей увидеть «весь мир как глобальную учебную аудиторию», объясняет Ми.

Преподаватели из CKGSB помогли Ми составить бизнес-план для стартапа. Кроме того, школа организовала несколько встреч с наставниками из числа опытных предпринимателей, которые придали Ми уверенности, вспоминает она. Пригодилась ей и помощь Chuang Community – инкубатора при бизнес-школе, помогающего студентам открыть свое дело и начать сотрудничество с китайскими интернет-гигантами, такими как Tencent и Baidu.

Начать с родителей

За последний год количество преподавателей сервиса VIPKid выросло с 6000 до более чем 30 000 человек, число студентов превысило 200 000. Сотня тысяч курсов изучается через платформу VIPKid каждый день. В августе компания запустила новый сервис Lingo Bus – онлайн-обучение китайскому языку для детей. По расчетам Ми, в I квартале 2019 г. у VIPKid будет 1 млн студентов по всему миру.

Рост VIPKid не обошелся без сложностей. Одной из самых трудных задач, по словам Ми, было убедить китайских родителей в эффективности онлайн-обучения. «Нам пришлось создавать совершенно новый рынок», – говорит предпринимательница. Завоевать доверие клиентов помог постоянный контроль результатов обучения, качества преподавания и учебных программ. Сейчас почти 70% новых клиентов VIPKid приходят по рекомендации родителей уже обучающихся здесь детей, добавляет Ми.

Консалтинговая компания iResearch оценила рынок онлайн-обучения в Китае в 30 млрд юаней ($4,8 млрд) в 2016 г. и прогнозирует, что до 2019 г. он будет расти на 20% каждый год и достигнет 52 млрд юаней ($8,3 млрд). Собственный негативный школьный опыт Ми способствовал тому, что желание помочь детям полюбить учебу стало основой всего, что она делает. «Я поняла это, изучая иностранный язык. Создание глобальной учебной площадки может изменить правила игры, изменить все», – говорит предпринимательница.

Перевела Надежда Беличенко