У гендиректоров никак не отнимут Трудовой кодекс
Хотя тема все чаще всплывает после скандалов из-за премий топ-менеджеровНовости о том, что наемных генеральных директоров компаний хотят вывести из-под действия Трудового кодекса (ТК), появились еще в апреле 2016 г. Проблема заключается в двойственном статусе гендиректора. Он одновременно и единоличный исполнительный орган, и наемный сотрудник, пользуется и властными полномочиями, и правами обычного сотрудника, отмечает Игорь Розанов, исполнительный директор Ассоциации независимых директоров. Чиновники Минюста предложили регулировать отношения работодателя и руководителя с помощью Гражданского (ГК), а не Трудового кодекса, для чего нужно было внести поправки в оба кодекса. Минтруд раскритиковал законопроект Минюста, высказав опасения, что, если закон будет принят, гендиректора лишатся прав, предусмотренных ТК, рассказал «Ведомостям» представитель Минюста. Позже работу над проектом Минюст приостановил – из-за дублирования с Минэкономразвития. Минэкономразвития разработало компромиссный вариант решения правовой коллизии – законопроект о поправках в главу 4 ГК России. Он предполагает, что по умолчанию отношения между гендиректором и компанией будет регулировать ГК, но с гендиректором может заключаться и трудовой договор по желанию сторон. Законопроект проходит согласование, рассказал «Ведомостям» представитель министерства.
Пока ничем деятельность законотворцев не завершилась, но тема всплывает при очередном скандале из-за огромных «золотых парашютов» или премий гендиректоров, говорит адвокат по трудовым спорам Павел Андреев. Он приводит в пример случай с премией бывшего предправления «Русгидро» Евгения Дода, а теперь, по мнению Андреева, тема получила развитие из-за скандала вокруг премии гендиректора «Почты России» Дмитрия Страшнова в 95 млн руб.
Чье это дело
Вопрос о статусе директора нужно выносить на обсуждение делового сообщества, считает Розанов. Пока же оно не принимает активного участия в дискуссии. Минюст сообщил, что в обсуждении поправок участвовали Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленная палата (ТПП), Объединение корпоративных юристов России (ОКЮР) и несколько крупных компаний. Но представители РСПП затруднились сформулировать свою позицию в отношении поправок. ОКЮР приветствует поправки, они дадут импульс развитию сбалансированных отношений директоров и работодателей, отмечает Александра Нестеренко, президент объединения. У противников этой концепции тоже есть веские аргументы. Андреев считает, что если изъять гендиректора из трудовых отношений, то он лишится многих прав – на оплату больничного, отпуск, трудовой стаж, социальное страхование и пенсию, что нарушит его права по сравнению с другими работниками.
Арбитраж поможет
Выведение гендиректора из-под юрисдикции ТК – идея здравая с точки зрения корпоративного управления, считает Игорь Беликов, директор Российского института директоров. Советам директоров не помешали бы дополнительные рычаги влияния на недобросовестных топ-менеджеров, полагает Розанов. Ведь гарантии ТК руководители порой используют для шантажа собственников и даже в противоправных целях, отмечает советник адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Вера Рихтерман.
В пользу работодателя
Суды в некоторых трудовых спорах все чаще становятся на строну работодателя. Например, в 2010 г. в делах о восстановлении на работе работодатели выигрывали в 43% случаев, а в 2016 г. их доля выросла до 62%, по данным статистики Верховного суда России.
Директор может вести трудовые споры годами: по закону все расходы ложатся на работодателя. Мало того что предприятие тратит миллионы рублей на юристов, так эти тяжбы еще и отвлекают от работы менеджмент, замечает Александр Коркин, руководитель петербургской группы практики трудового права «Пепеляев групп».
Судебная практика разрешения споров между гендиректорами и компаниями в России непредсказуема, суды часто принимают необъективные решения, поскольку не разбираются в экономике, убежден Беликов.
Акционеры и собственники заинтересованы, чтобы судебные споры с гендиректорами рассматривали арбитражные суды, они лучше разбираются в бизнесе, поясняет Николай Чудаков, главный редактор «Системы «Юрист». Сейчас такие споры – например, о незаконном увольнении – попадают в суды общей юрисдикции и те чаще становятся на сторону руководителя, как и в случае с обычными наемными работниками, уточняет он. И это важнейший аргумент в пользу перевода трудовых отношений гендиректоров под юрисдикцию гражданского права, считает Чудаков.
Беременный топ-менеджер
Согласно ТК гендиректор имеет те же права, что и рядовой сотрудник. Собственники не могут уволить гендиректора из-за беременности, хотя она может месяцы проводить на больничном и дестабилизировать бизнес, поясняет Татьяна Николаенко, руководитель практики трудового права «Хренов и партнеры». Это означает, например, что у гендиректора не может быть переработок больше 120 часов в год, он имеет право на длительный больничный, но не больше 10 месяцев (согласно приказу Минздравсоцразвития), а если это женщина – на легкий труд в случае сложно протекающей беременности и другие льготы, уточняет Николаенко. Если работодатель увольняет беременную, которая манкирует своими обязанностями, та через суд пытается опротестовать незаконное увольнение и суд часто принимает ее сторону.
Большие неприятности
Самые обременительные и неприятные для компании конфликты с гендиректором, который прикрывается ТК:
дела о взыскании «золотого парашюта», бонусов, зарплат и восстановлении на работе;
невозможность уволить гендиректора, который манкирует своими обязанностями, мотивируя это беременностью или больничным листом;
махинации с отпуском;
компании приходится возмещать все расходы по судебным спорам.
В гражданском же договоре можно было бы закрепить любые соглашения – например, чтобы директор был доступен 24 часа в сутки и на него бы не распространялись правила трудового распорядка. Сейчас работодатель не может расторгнуть трудовой договор по своей инициативе не только с беременной, но и с женщиной, у которой ребенок младше трех лет и проч., согласно ст. 261 ТК. Есть примеры, когда компания увольняет гендиректора, у которого началось психическое расстройство, а он подает иск о незаконном увольнении и компании приходится отвечать в суде и выплачивать компенсацию.
Махинации топ-менеджеров с отпусками тоже встречаются в судебной практике. Недавно петербургская IT-компания решила уволить гендиректора, а он заявил, что за все семь лет работы не был в отпуске, и потребовал компенсацию за все время неотгулянного отпуска, рассказывает Коркин. На самом деле менеджер отдыхал каждый год в России, но отчитывался за отпуска в свободной форме. И у компании не осталось никаких документальных подтверждений, говорит юрист. Если бы директор выезжал за рубеж, можно было бы это доказать, запросив информацию у ФСБ, уточняет он.
Парашютные дела
Но наибольшее количество конфликтов между директорами и компаниями связано с выплатой выходных пособий. Типичный пример – собственники договорились расстаться с гендиректором и выплатить выходное пособие в 3 млн руб., рассказывает Коркин. Затем они проводят аудит, который вскрывает махинации топ-менеджера, и решают не выплачивать ему выходное пособие. Гендиректор идет в суд и собственники вынуждены заплатить, ведь добиваться возбуждения уголовного дела долго, а трудовой спор идет прямо сейчас, поясняет он.
Компании пытаются учесть все нюансы работы гендиректора в трудовом договоре (порой на нескольких десятках страниц), но эти условия могут вступать в противоречие с действующим ТК и в этом случае приоритет получает ТК, отмечают эксперты.
Сторонники изъятия руководителей из трудовых отношений надеются, что это позволит взыскивать убытки и необоснованные «золотые парашюты», но они плохо знают трудовое право и судебную практику, убежден Андреев. ТК позволяет взыскивать с директора все причиненные им убытки и необоснованные премии (по ст. 277 ТК), отмечает он. А во внесудебном порядке лишать гендиректоров имущества будет невозможно в любом случае, потому что это противоречит Конституции. Значит, изменение статуса гендиректора не поможет собственникам повесить на него все убытки, говорит Андреев.