Volkswagen меняет корпоративную культуру
Новый гендиректор пытается разрушить иерархию, которая считается одной из причин «дизельгейта»После «дизельгейта» у руля Volkswagen стал Маттиас Мюллер, и вскоре после назначения он созвал 20 000 рабочих завода в г. Вольфсбурге, чтобы произнести речь. Он сказал, что собирается изменить корпоративную культуру компании. Тогда, осенью 2015 г., многие отнеслись к этим заявлениям несерьезно: мол, было бы странно услышать от Мюллера что-то иное. Но Мюллер удивил и экспертов, и старожилов компании тем, что начал подрывать существующую иерархию, которая считается одной из причин «дизельгейта».
Сначала Мюллер замахнулся на незыблемый символ привилегий топ-менеджмента Volkswagen – корпоративный самолет Airbus. Правда, несколько более мелких бизнес-джетов все-таки уцелело. Кроме того, Мюллер ускорил процесс принятия решений. «Разница потрясающая», – говорит Андреас Реншлер, член совета директоров Volkswagen, курирующий производство грузовиков.
Даже до разразившегося в сентябре «дизельгейта» Volkswagen испытывал серьезные трудности в США и судорожно резал издержки на родине. Старожилы ворчали, что компанию сжирают изнутри бюрократия и назначения на посты по знакомству. И работники, и эксперты признают, что при Мюллере дела пошли лучше. Однако внутреннее сопротивление переменам крайне велико.
Новый гендиректор оставляет открытой дверь в свой офис. Это резко контрастирует с привычками его предшественника Мартина Винтеркорна, который мало кого терпел рядом со своими дверями. Многие перемены были задуманы еще при Винтеркорне. Но Мюллер ускорил их внедрение и собирается уже в середине года презентовать новую глобальную стратегию. Он сократил правление на три человека и заменил более дюжины топ-менеджеров, включая гендиректоров Skoda, SEAT и Lamborghini.
Грозят забастовкой
Volkswagen – крупнейший частный работодатель в мире. Профсоюз IG Metall, куда входит около 300 000 немецких рабочих, пообещал забастовку, если менеджмент Volkswagen откажется, прикрываясь «дизельгейтом», повысить зарплату в этом году.
В Porsche, которую Мюллер возглавлял до сентября, он выбрал преемником Оливера Блюме – 47-летнего инженера и любителя футбола, три года проработавшего главным производственным директором компании.
Мюллер перетасовал поколение менеджеров, у которых в генах уже записано, что по службе продвигают только послушных. На их место Мюллер ставит людей, пришедших из других компаний, и молодое поколение, у которого нет особых связей с прежним режимом, зато есть страстное желание перемен. У них сейчас автономии больше, нежели их предшественники могли вообразить.
Новый гендиректор повел борьбу и с бюрократией. При Винтеркорне на гендиректора замыкалось принятие всех решений – от глобальных, по стратегии корпорации, до незначительных, вроде угла наклона ветрового стекла. В итоге критически важные шаги, такие как изменение линейного ряда для американского рынка, так и не были предприняты.
«Стратегия, синергия и мысли о будущем – вот как я вижу нашу, мою роль в правлении, – рассказывал Мюллер топ-менеджерам в октябре. – Будет ветровое стекло наклонено на градус в ту или иную сторону – это я не хочу и знать». С тех пор он уменьшил примерно вдвое количество топ-менеджеров в собственном подчинении – до 17 человек. Ввел две новые должности – директора по стратегии и директора по цифровым технологиям – и пригласил на них людей со стороны. Первую должность занял Томас Седран – 51-летний президент и исполнительный директор Adam Opel, европейского подразделения GM. Сейчас Седран составляет планы по завоеванию мира дюжиной брендов Volkswagen. У директора по цифровым технологиям более долгосрочная задача. Еще в Porsche Мюллер язвил, что спортивные машины никогда не станут «смартфонами на колесах». Но угрозу со стороны Кремниевой долины и многочисленных разработок автопилотов он воспринимает всерьез. Поэтому сманил из Apple Йохана Юнгвирта. В Apple тот работал в группе специальных проектов, которая, как считают, занимается разработкой AppleCar.
Мюллер известен тем, что любит дискуссии и способен сгоряча бросать непродуманные фразы. В отличие от предшественника он не затягивает с принятием решений. «Никаких расплывчатых речей и огибания острых углов – мы быстро движемся вперед», – описывает ситуацию главный дизайнер бренда Volkswagen Клаус Бишофф. Майкл Горн, президент и гендиректор Volkswagen в Америке, прежде месяцами мог ожидать ответа на свои запросы. Теперь Мюллер дал ему номер личного мобильного и велел сразу звонить, если что.
Подход Мюллера пришелся не по нраву рабочим. Глава могущественного профсоюза Volkswagen Бернд Остерлох недавно высказывал опасения, что планы по увеличению производительности вызовут недовольство среди рабочих. «Мы не станем поддерживать гонку за показателями», – заявил он, добавив, что главное – безопасность труда.
Перевел Антон Осипов