Бизнес-образование обязательно для руководителей лишь 3% российских компаний

«Ведомости» нашли отрасль российского бизнеса, где без диплома MBA не берут в принципе
В 19% российских компаний диплом MBA считают карьерным преимуществом, причем в 23% IT-компаний и банков, 19% - производственных компаний, 17% - из сферы продаж
В 19% российских компаний диплом MBA считают карьерным преимуществом, причем в 23% IT-компаний и банков, 19% - производственных компаний, 17% - из сферы продаж / Photoxpress

Лишь 3% работодателей считают обязательным бизнес-образование для своих менеджеров, выяснил Исследовательский центр Superjob, опросив по просьбе «Ведомостей» в августе HR-менеджеров 1500 российских компаний в 164 городах страны. Чаще других бизнес-образование требуют в IT и телеком-индустрии (5%), реже - в сфере услуг (1%). Судя по комментариям, дипломы MBA требуют при поступлении на работу прежде всего у коммерческих директоров, директоров по финансам и гендиректоров.

«За последние шесть лет MBA значительно подрастерял сторонников, и, как мне кажется, произошло это в силу того, что из загадочной и не всегда понятной модной аббревиатуры перешел в статус понятного дополнительного образования», – размышляет куратор опроса, руководитель Исследовательского центра Superjob.ru Наталья Голованова. Она считает, что управленцы, которые увлечены своей работой, предпочитают добывать знания, что называется, «в бою» и редко имеют возможность тратить столько времени даже на очень проверенные длительные образовательные курсы.

Не нужен, но важен

В 19% российских компаний диплом MBA считают карьерным преимуществом, причем в 23% IT-компаний и банков, 19% - производственных компаний, 17% - из сферы продаж, 16% – строительных предприятий и сферы услуг, утверждают респонденты Superjob.ru.

Тем не менее доходы выпускников бизнес-школ заметно растут, утверждает президент Российской лиги МВА Юрий Тазов. Он поделился с «Ведомостями» данными масштабного анкетирования выпускников программ МВА российских школ бизнеса, проведенного в этом году на портале mba.su при поддержке ведущих кадровых порталов. Одним из вопросов анкеты был вопрос, связанный с увеличением дохода через два года после завершения программы МВА. Данные по бизнес-школам, выпускники которых представили более 25 анкет, приведены в таблице.

В 19% российских компаний диплом MBA считают карьерным преимуществом, причем в 23% IT-компаний и банков, 19% - производственных компаний, 17% - из сферы продаж
Российская лига МВА

Судя по результатам, за два года после окончания учебы доход обладателей бизнес-образования растет на 60-70%. Тазов советует не воспринимать результаты буквально - карьеры разных выпускников складываются по-разному. «Важнее, что результатом обучения на программе МВА во всех случаях является существенный рост дохода, это хороший ответ тем, кто говорит, что МВА ничего не дает менеджеру, - говорит он. – При этом понятно, что рост дохода топ-менеджера нефтяной компании даже на несколько процентов в абсолютных цифрах с лихвой перекрывает стопроцентный рост дохода у менеджера среднего звена малой компании».

Без бизнес-образования не берут

Впрочем, «Ведомостям» удалось отыскать одну отрасль, где без бизнес-образования сотрудников не берут совсем. Это – сфера Executive Search (хедхантинг). Партнер Egon Zehnder Станислав Киселев рассказал, что в его компании практически все сотрудники обладают двумя образованиями, причем бизнес-образование обязательно. По его словам, работа хедхантеров связана с оценкой руководителей высшего звена и изучением особенности менеджмента компаний, для которых эти руководители подбираются – без знаний бизнеса тут просто не обойтись. Обязательным подобный диплом считают и его коллеги из Spencer Stuart, Odgers Berndston и RosExpert.

Бодо Шлегельмильх, декан самой большой в Европе бизнес-школы WU Executive Academy, считает подход к бизнес-образованию как к карьерному лифту ошибочным. Диплом MBA, на его взгляд, нужен все-таки не для работодателей, а для самих руководителей. «В Европе люди отправляются в бизнес-школу прежде всего для пополнения собственных знаний, а не ради прибавки к зарплате и карьеры, – говорит  Шлегельмильх. – К примеру, совсем недавно ко мне пришел человек, которому далеко за пятьдесят. Он рассказал, что обладает большим опытом, но ему сейчас необходимо структурировать и систематизировать свои знания. А вот, преподавая в Китае, столкнулся с иным феноменом. Там люди часто идут получать вторую и третью MBA. Зачем? Там бизнес-школа – это прежде всего элитарный клуб, где общаются и заводят связи».