В ближайшие 10 лет половина бизнес-школ мира останется не у дел
Требования к образованию быстро меняютсяВ ближайшие 10 лет половина школ, предлагающих программы MBA, может остаться не у дел из-за падающего спроса, полагает декан школы бизнеса Haas при University of California, Berkeley Рич Лайонс. В мире 10 000 школ бизнеса и для большинства из них представляют серьезную угрозу открытые интернет-курсы, говорит Лайонс.
Скрытая угроза
Лучшие 100–200 школ пока не сталкиваются с нехваткой студентов, но и им расслабляться нельзя. Все более популярными становятся программы корпоративного обучения – краткосрочные программы для руководителей, не предполагающие получение степени бакалавра или магистра. По мнению Лайонса, когда многие школы начнут предлагать качественные программы корпоративного обучения, сильные школы утратят контроль над рынком. Поэтому в выигрыше будут те, кто сможет предложить наивысшее качество, – именно к ним будут перетекать студенты, полагает Лайонс.
«Золотой век бизнес-образования пришелся на 1950–2000 гг., когда степень MBA считалась почти обязательной для хорошей карьеры, – вспоминает декан Harvard Business School Нитин Нория. – Но теперь это в прошлом. Даже McKinsey охотно работает с людьми, не имеющими докторской или другой степени, и учит их всему сама. А если вы придете в инвестбанк, вам скажут, что совершенно необязательно получать MBA, чтобы стать управляющим директором».
О падении спроса на MBA свидетельствует и статистика теста GMAT, необходимого для поступления на программы MBA. С 2010 г. в США количество людей, сдающих GMAT, сократилось на треть.
По словам Нории, с 2000 г. спрос на классическую двухлетнюю MBA в США снизился на 20%. На иностранных студентов тоже рассчитывать не приходится. В Европе появились собственные сильные бизнес-школы, за студентов из Латинской Америки конкуренция высокая. Стало меньше студентов из Японии: раньше в Harvard Business School их было 30–40 на поток из 900 человек, сейчас – лишь 4–5. Правда, растет число студентов из Китая.
«Эта проблема надуманна, бизнес-школы создают ее себе сами», – возражает заместитель декана по программам корпоративного обучения и глобальным программам Yale School of Management Дэвид Бах. По его словам, спрос на хороших управленцев высок как никогда, поскольку ситуация в бизнесе развивается стремительно, а сам бизнес становится все более структурно сложным.
Это подтверждают и данные Harvard Business School, где в 2014 г. конкурс составлял 10 человек на место. По словам Нории, растет спрос на специализированные магистерские программы, годовую MBA и программы корпоративного обучения. «Внезапно все поняли, что просто получить степень MBA недостаточно, очень важно качество образования», – резюмирует он.
Новые ниши
Из-за собственного кадрового кризиса бизнес-школы неповоротливы. Вместо того чтобы изучить рыночный спрос, они продолжают бороться за привычный узкий сегмент – 25–35-летних кандидатов, которые могут позволить себе дорогие программы MBA. Между тем есть как минимум три сегмента, в которых бизнес-школам было бы где развернуться, полагает Бах. Это выпускники университетов без опыта работы, профессионалы, не имеющие отношения к бизнесу, и 40–60-летние руководители.
Университеты, как правило, ориентированы на теоретическое образование, и даже лучшие их выпускники адаптируются к требованиям бизнеса, ожидающего от них мгновенной отдачи, с немалыми усилиями. Некоторые бизнес-школы уже работают в этой нише. Tuck предлагает студентам летнюю программу Bridge Business. Она рассчитана на 300 человек и длится четыре недели. В феврале со студентами университетов начала работать бизнес-школа Гарвардского университета: она предлагает дистанционную и относительно недорогую программу Credential of Readiness.
Не упустить время
Тем, для кого деньги – единственная мотивация для MBA, имеет смысл получать степень как можно раньше. По данным FT, у студентов выпуска 2011 г., которым во время обучения было менее 25 лет, за последующие три года доходы увеличились на $69 000, или на 145%. У тех, кому было 27–28 лет, – на $67 000, или примерно вдвое, у тех студентов, кому за было 30, – лишь на $56 000, или на 70%. Этот результат характерен для всех секторов экономики и стран. Чем студент старше, тем больше вероятность, что он предпочтет годовую европейскую программу MBA, а не двухлетнюю американскую. Среди студентов моложе 27 лет 75% выбирали двухлетние программы, среди 30-летних таких было гораздо меньше – 43%. За классическую двухлетнюю MBA в среднем придется выложить $97 000, за годовую программу – $80 000. Годовую MBA выбирают те, кто не может позволить себе бросить работу на два года. Все студенты MBA ожидают, что финансово бизнес-образование себя оправдает, но мотивация с возрастом меняется. Для молодых студентов основной стимул – увеличение дохода, для тех, кто постарше, – развитие управленческих умений. Середина – студенты в возрасте 27–30 лет – стремится и к тому и к другому.
Такие программы хороши еще и тем, что не угрожают классической MBA. Зато они помогают рано выявить самые яркие таланты, чтобы позже им предложить основной продукт.
Среди профессионалов, работающих не в сфере бизнеса, у бизнес-школ также много возможностей, отмечает Бах. Грамотные управленцы нужны везде – от больниц и школ до полицейских участков. Эти структуры становятся все более сложными, а работать им приходится в условиях скудного финансирования, пристального внимания СМИ и возрастающей конкуренции.
Врачам несколько легче получить образование менеджера. У многих бизнес-школ, включая Duke, Wharton и Yale, для них есть магистерские программы. У учителей и полицейских, стремящихся получить руководящую должность, большого выбора нет: для них открыты только дорогие классические программы MBA. В США 130 000 школ, 18 000 правоохранительных органов и 6000 больниц. Если бизнес-школы выделят на это средства, создадут партнерства с государственными структурами и предложат недорогие программы (без присуждения степени), они значительно расширят сегмент потенциальных кандидатов.
По мнению Баха, руководители в возрасте 40–60 лет – самый благодатный ресурс для бизнес-школ. Хотя на словах бизнес-школы поддерживают идею, что учиться нужно всю жизнь, на практике очень немногим есть что предложить менеджерам старше 40 лет. Такие менеджеры обычно ценят связи с бизнес-школами, но не могут посвятить обучению год или два. Но если бы школы предложили гибкий график и индивидуальную программу на 2–6 месяцев, спрос был бы высоким.
Политика бизнес-образованию не помешает
Программы бизнес-школ тоже будут меняться, уверены эксперты. Время, когда для успеха в бизнесе было достаточно разбираться в финансах, маркетинге и бухгалтерии, в прошлом, утверждает профессор McDonough School of Business Джим Мор: управленцам будущего необходимо понимать, как происходит взаимодействие бизнеса, правительства и общества.
В США менеджерам необходимо разбираться в реформе здравоохранения, телекоммуникационном законодательстве и политике Федеральной резервной системы, полагает Мор. В международном масштабе такие взаимосвязи еще сильнее. Активность «Исламского государства» Ирака и Леванта, вспышка Эболы, санкции в связи со вторжениями на иностранные территории – все это, по мнению Мора, должно быть включено в программы делового образования, поскольку менеджерам необходима гибкость в решении задач и готовность к рискам.
Парламентские выборы, прошедшие в Великобритании 7 мая, стали едва ли не самыми непредсказуемыми за последние годы, отмечает профессор Beijing University of International Business and Economics Майк Бастин. Нигде эта непредсказуемость не ощущается столь остро, как в бизнесе, констатирует Бастин, но, несмотря на это, политика не входит в программы MBA. Бизнес-школы уже включают в программы, к примеру, изучение рынка материкового Китая, причем внимание уделяется не только Пекину, Шанхаю, Шэньчжэню и Гуанчжоу, но и городам второго-третьего уровня, продолжает Бастин. По его словам, следующим шагом должно быть включение в программы вопросов, связанных с политикой, например учреждение Asian Infrastructure Investment Bank и консолидация государственных предприятий, инициированная китайским правительством.
Использована информация FT, WSJ