Бизнес-школам предстоит воспитать менеджера нового типа
Отечественные и зарубежные бизнес-школы пытаются справиться с вызовами нового кризисаДля российских школ бизнеса, переживших в этом году 10–15%-ное падение наборов на МВА, ситуация уже не кажется катастрофичной – могло быть и хуже. Недаром ведь мы затерли до дыр цитированием китайскую мудрость про кризис и возможности: оставаться нужными для бизнеса – задача номер один для бизнес-школ.
Опросы слушателей и выпускников МВА показывают, что в нынешней экономической ситуации менеджеры, работающие по алгоритмам стабильного времени, оказываются не готовыми к решению сложных проблем своих компаний. То есть многое из того, чему менеджеров на МВА учили раньше, с привычной и потому переставшей держать в тонусе оговоркой «в условиях высокой неопределенности», судя по всему, перестало удовлетворять рынок.
Российские школы бизнеса за предыдущие годы отлично освоили роль организаторов обучения бизнесу, но мало кто смог построить эффективный механизм анализа знаний, генерации и распространения нового. В итоге стандартный процесс обучения кое-где смахивает на приготовление гамбургеров: внутрь программы кладется core courses, добавляется для вкуса electives, сдабривается деловой игрой, семинарами, поливается соусом зарубежной стажировки. Двадцать месяцев (реально меньше – из них четверть приходится на дипломный проект) – и продукт готов! На это могут возразить: задача бизнес-школы не «выращивание» менеджеров, а формирование у них компетенций, которые необходимы для успешного ведения бизнеса. Вот только какие компетенции человека делают его успешным бизнесменом? Боюсь, у нас нет четкого ответа на этот вопрос.
Похоже, «план А» себя изжил и наступило время реализации «плана Б» – подготовки новой генерации «мыслящих» менеджеров. Такая задача уже ставилась на Западе в начале 60-х, когда бизнес-школы чрезмерно увлеклись кейсами, но тогда казалось, что ее можно решить, развернув обучение в сторону научных исследований. Сегодняшний образ «мыслящего» менеджера другой: он способен оперировать в междисциплинарной среде, соединяя в своей практике разные подходы, модели, решения, имеет предпринимательское мышление, обладает гуманистическим сознанием.
Если переходить от идей к их реализации, то, на мой взгляд, просматриваются несколько направлений.
Первое. Гуманизация бизнеса неизбежна, и бизнес-школа версии 2.015 будет давать своим слушателям и навыки принятия решений, основанных на понимании потребностей общества и месте их бизнеса в общей иерархии ценностей.
Когда президент ассоциации Восточно-Европейских школ бизнеса CEEMAN, декан бизнес-школы IEDC Даница Пург говорит о том, что слушатели их программ MBA слушают на занятиях музыкальные произведения, художников с рассказами о своем творчестве, политиков и ветеранов боевых действий, у нас это часто воспринимается как своего рода блажь. Кто будет платить за это деньги?! А ведь наши продвинутые коллеги уже ставят перед собой задачу помочь своим слушателям выйти за рамки привычных ментальных представлений, стать более открытыми и более точно отражать мир. И это еще один вызов, как говорят знающие люди.
Второе – «легендарное», до конца не реализованное в российских школах бизнеса – укрепление связи с бизнесом, вовлечение его в практику бизнес-образования, научные исследования, столь обычные в западных школах бизнеса. Один из вариантов – создание в школе бизнеса предметных кафедр крупных компаний, так как бизнес-школы, в большинстве своем созданные при экономических вузах, находятся в отрыве от отраслевой практики. Топ-менеджеры этих компаний могли бы вести технологические курсы, знакомя менеджеров с новыми технологиями на производстве, в логистике, инжиниринге и т. д.
Смешанное обучение – еще один путь к подготовке нового менеджера. В отличие от своих предшественников, он сможет с помощью консультанта-коуча реально создать свою индивидуальную программу обучения. Не путем набора отдельных курсов из предложенного школой меню, а дальше – посредством конструирования программы из отдельных блоков и опций (курс в аудитории, онлайн-курс, стажировка за рубежом, стажировка в российской компании определенного профиля, выездной семинар, стартап-weekend и т. д.).
Безусловно, возможны и другие идеи. В любом случае дискуссия о путях развития программы МВА была бы полезна, нужны серьезная критика и профессиональное нормативное регулирование. Без этого, под убаюкивающие заклинания «степень MBA – это престижно и говорит о высоком профессионализме ее обладателя» программа МВА под давлением халтуры имеет шансы постепенно сойти на нет.